Говорят, что у каждой тайны есть свой срок годности. Самое интересное, что страшные (и не очень) секреты хранят не только люди, но и их вещи: дневники, письма и даже картины! Сегодня мы решили раскрыть загадки всемирно известных полотен, под слоем краски которых скрывается совсем не то, что кажется на первый взгляд.
«Черный квадрат» Казимира Малевича
О том, что «Черный квадрат» — совсем не черный, стало известно в 2015 году. Тогда работники Третьяковской галереи обнародовали данные последних исследований, которые доказывают, что картина нарисована поверх двух других (цветных) работ художника.
Интересно, что «спрятанные» произведения относятся к разным направлениям в живописи. Самый нижний слой — к кубофутуризму, а второй, лежащий непосредственно под черным квадратом, — к протосупрематизму. Некоторые исследователи полагают, что это очень символично: три изображения друг на друге символизируют переход художника от одного направления к другому.
«Зачарованная поза» Рене Магритта
Картина «Зачарованная поза» Рене Магритта долгое время считалась утерянной. Но на самом деле ее история окутана дымкой загадочности и детектива. Все дело в том, что художник уничтожил картину, как Волан-де-Морт разделил свою душу на крестражи. В 1927 году Магритт разрезал картину на четыре части, на каждой из которых написал другую. Так выглядел оригинал:
Исследователям пришлось долго и упорно искать фрагменты произведения под слоями других картин художника. И они нашли!
Первая часть была найдена в 2013 году под картиной «Портрет». Две другие были найдены в Стокгольме и Норидже. Последняя, четвертая часть картины «Зачарованная поза» оказалась под его работой «Бог не святой».
«Лоскут травы» Винсента Ван Гога
Известно, что Ван Гог периодически рисовал картины поверх других — все из-за нехватки средств на новые холсты. Вот, например, трава художника — вовсе не трава. Под красочным слоем на холсте находится портрет женщины. И если «Лоскут травы» выполнен в сине-зеленых тонах, то скрытое под ним изображение — в красно-коричневых. Это тоже удалось установить с помощью РФА-исследования.
Личность женщины, изображенной на картине, пока остается загадкой.
«Монахиня» Ильи Репина
Искусствоведы долго пытались установить личность «Монахини», которую изобразил Илья Репин. Ответить на вопрос помогли дневниковые записи племянницы жены художника, Людмилы Шевцовой-Споре, а также рентгеновский снимок полотна. Монахиней оказалась Софья Шевцова, которая приходилась художнику свояченицей — когда-то Репин даже ухаживал за ней, но в итоге жениться решил на ее младшей сестре Вере.
Итак, первоначальный вариант картины сильно отличался от того, что мы видим сегодня. И вот почему.
Репин писал портрет Софьи, когда та позировала для автора в светлом бальном платье, с высокой прической — при параде, как сказали бы сегодня. Но во время работы над картиной художник серьезно поссорился с моделью. И отомстил. Обиженный Репин «переодел» Шевцову в монашеские одежды. Рентгеновский снимок помог исследователям разглядеть подлинный наряд героини.
«Аллея парка» Исаака Бродского
Тот случай, когда ученик Ильи Репина, Исаак Бродский, если и не превзошел своего учителя, то просто блестяще усвоил его урок «сокрытия». В Третьяковской галерее хранится пейзаж Бродского «Аллея парка», который тоже таит в себе загадку.
Один из исследователей обратил внимание на то, что композиция картины уж слишком напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (да, с фантазией на оригинальные названия у автора явно были проблемы). Так вот, эта работа долгое время считалась утерянной, а ее репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года.
С помощью рентгена удалось выяснить, что «Аллея парка в Риме» не пропала. Исаак Бродский просто спрятал ее прямо под «Аллеей парка». Только вот почему художник решил так трансформировать свое произведение — до сих остается загадкой.
«Старый человек в военном костюме» Рембрандта ван Рейна
Другое изображение таится и под работой известного голландского художника, Рембрандта. Просканировав картину «Старый человек в военном костюме», ученым удалось узнать, что под верхним слоем полотна есть портрет совершенно другого человека. Это юноша в зеленом костюме, который повернут к зрителю в три четверти, а к фигуре, написанной позднее, — на 180 градусов.
Несмотря на высокое качество полученного изображения, специалисты все же пока не могут идентифицировать спрятанного под «Старым человеком в военном костюме» юношу.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
Одна из самых известных картин в мире — портрет Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи — продолжает волновать исследователей по всему миру. Разумеется, потому что это произведение хранит в себе слишком много тайн. В 2015 году француз Паскаль Котт попытался разгадать их с помощью авторской методики. Искусствовед проанализировал нижние слои краски, и пришел к выводу, что под картиной таится совсем другой портрет. И на нем нет никакой улыбки.
Более того, француз заявил, что слоев на картине больше двух, и якобы на одном из первых вариантов можно даже увидеть Деву Марию.
Справедливости ради отметим, что некоторые исследователи не приняли открытия Паскаля Котта. По их мнению, исследователю просто удалось увидеть разные этапы работы да Винчи над картиной. Но что первая Джоконда отличалась от итоговой — это факт.
«Дама с горностаем» Леонардо да Винчи
Еще одна работа Леонардо да Винчи дошла до наших дней не в том виде, в каком была выполнена первоначально. Оказалось, что на известной картине «Дама с горностаем» не было зверька. Доказать это помог все тот же французский инженер Паскаль Котте.
Считается, что на картине изображена Чечилия Галлерани — любовница герцога миланского Лодовико Сфорца, который был покровителем да Винчи.
На рентгенографическом исследовании картины было установлено, что после изначально фон был светлее (возможно, темно-синим), и еще справа вверху (за левым плечом модели) была дверь или окно, позже она была удалена.
Что же касается горностая, то его на первоначальном портрете тоже не было. На первом варианте картины была представлена только девушка. Существует версия, что модель была беременна, возможно, именно поэтому пришлось добавить животное на картину — чтобы скрыть живот.
На третьем, окончательном варианте, зверек был сильно изменен. Горностай стал более крупным и мускулистым, а цвет его шерсти из серого стал белым.
«Дама с единорогом» Рафаэля Санти
Рентгенофлуоресцентный анализ этого полотна просто перевернул представления о нем! До того как искусствоведы просветили «Даму с единорогом» рентгеновским излучением, картина носила название «Святая Екатерина Александрийская». Считалось, что автор произведения — Перуджино, а на полотне изображена неизвестная дама в облике Святой Екатерины.
Когда исследователи «сняли» верхние слои полотна, то обнаружили невероятную вещь: в первоначальном варианте девушка была изображена без накидки на плечах, а вместо орудия пытки у нее на руках находился маленький единорог. Но это еще не все! Когда реставраторы продолжили просвечивать картину, то обнаружили, что вместо единорога дама держала в руках маленькую собачку. Кроме того, ряд исследований показал, что Рафаэль рисовал только женщину, а вот пейзаж дорисовывал другой художник.
«Вид песков Схевенингена» Хендрика ван Антониссена
На шедевре «Вид песков Схевенингена» Хендрика ван Антониссена тоже изображено нечто большее, чем может увидеть зритель. На первый взгляд кажется, что толпа людей на произведении собралась на берегу океана без каких-то причин. Но на оригинальной версии картины они были. Все дело в том, что раньше на холсте был изображен кит.
Закрашено же животное было, по мнению ученых, для того, чтобы не вызывать возмущение публики из-за мертвого кита. А может быть, кто-то неумело отреставрировал картину, и млекопитающего пришлось замазать вовсе.