Сколько женщин-режиссеров ты знаешь, если не считать самых известных? Скорее всего, не очень много. Кажется, что женское кино стало развиваться только сейчас, но это не правда. Еще в 40-х девушки пробовали себя в этой работе, а в 1960-х, во времена феминизма второй волны, женщины активно снимали триллеры, артхаусные и романтические фильмы. К сожалению, о них часто забывают.
Давай же вспомним фильмы женщин-режиссеров, которые оставили свой след в искусстве.
«Жанна Дильман, набережная коммерции 23», Шанталь Акерман (1975)
Один из главных фильмов в женском кинематографе. «Жанна Дильман» – это настоящий артхаус. В нем Шанталь Акерман показала три дня из жизни матери-одиночки. Она фиксирует каждый шаг женщины, ее повседневные занятия, весь быт. Все действие фильма происходит в квартире Жанны Дильман, которая три дня подряд готовит, убирает, собирает сына в школу, завтракает, обедает и ужинает.
Для режиссера важна не глянцевая картинка и красивые кадры, а что происходит за ними в обычной жизни.
Она считает, что характер человека раскрывается в мелочах. Шанталь Акерман интересно все – и как героиня заботится о сыне, и как она чистит картошку. Героиня практически не разговаривает и совсем не эмоциональна. Но это до поры до времени. Постепенно действия Жанны становятся все нервознее, мы узнаем о ее тайне и в конце фильма получаем жестокую кульминацию, как в триллере Хичкока. И даже круче.
«Пианино», Джейн Кэмпион (1993)
В фильмах Джейн Кэмпион главное место всегда занимает место история сильной женщины, которая не боится быть собой и живет своей мечтой. «Пианино» – кино о взрослении, поиске себя и настоящей любви. Сюжет фильма строится вокруг жизни женщины, которая общается с миром с помощью жестов и игры на пианино. Она не умеет говорить, но зато все очень тонко чувствует. И именно музыка помогает ей найти ответ на вопрос, с каким человеком ей стоит прожить свою жизнь.
История, которая начинается как сказка о Синей Бороде, постепенно превращается в прекрасное кино о настоящих чувствах, обретении дара и борьбе за свое счастье.
«Их собственная лига», Пенни Маршалл (1992)
Это первый фильм в женском спорте, который рассказывает историю дружбы, а не соревнования. Отличное кино о сильных девчонках, которые относятся к жизни с юмором, круто играют в бейсбол и всегда стоят друг за друга горой. В общем, про настоящее сестринство.
Бывший спортсмен Джимми Дуган становится тренером женской бейсбольной лиги. Мужчина, который совсем запутался в собственной жизни и во всем разочарован, вновь начинает верить в себя, общаясь с командой девушек, которые выкладываются по полной, чтобы победить в соревнованиях.
«Их собственная лига» считается одним из главных феминистских фильмов о дружбе и поддержке.
В ленте нет стереотипов о девушках в спорте и глупых шуток, несмотря на то, что это комедия. Обязательно посмотри.
«Маргаритки», Вера Хитилова (1966)
Фильм, отсылающий к движению суфражисток, которые боролись за право голоса для женщин. Главные героини фильма, обе Марии, феминистки первой волны, идут против общественных норм и протестуют по полной: разбивают посуду, устаивают погромы в ресторанах и банкетных залах, разыграют мужчин, которые хотят от них только одного. И все ради того, чтобы их услышали.
Правда в конце концов героини понимают, что зашли слишком далеко, и им приходится исправлять последствия своей борьбы.
«Клео от 5 до 7», Аньес Варда (1962)
Фильм, в котором сочетаются сразу несколько жанров – комедия, драма и мелодрама. История про фатализм и неизбежность разных событий в жизни и о силе страха. Девушка Клео получает предсказание от гадалки о скорой смерти. И она настолько верит словам шарлатанки, что становится одержимой своим здоровьем и избегает всяких опасных вещей.
И Клео совершенно одинока в своей убежденности, никто не может ее успокоить и поддержать. И хотя порой забавно наблюдать за абсурдностью ее действий, все равно понимаешь, насколько трагична вся эта история.
Фильм Аньес Варда заставляет задуматься, не напрасно ли мы переживаем и превращаем ли мы сами наши фантазии в реальность.
«Полуденные сети», Майя Дерен (1943)
Короткометражный немой фильм в жанре артхаус, который длится всего четырнадцать минут. Это странная запутанная история, похожая на сон. Девушка в черной мантии и с зеркалом вместо лица возвращается в свою квартиру, а затем видит со стороны, как она шла до своего дома. Это фильм-дежавю, фильм-сновидение. Без запутанного сюжета и сложных линий. Но невероятно притягательный своей беззвучностью и таинственностью. Если тебе нравится странное современное искусство, то этот фильм для тебя.
«Мария-Антуаннета», София Коппола (2006)
История юной Марии-Антуанетты, дочери австрийской императрицы Марии Терезии, которая вот-вот должна стать женой внука короля Франции Людовика XVI. И несмотря на внешний блеск дворца, роскошную жизнь, которую предлагают девушке, безумные платья в стиле рококо, горы пирожных, вечеринки с шампанским и маскарады, Мария-Антуанетта очень несчастна. Она чувствует себя одинокой и скучает по дому. Ей претят все светское правила, принятые во дворце, и она пытается заглушить свою грусть с помощью развлечений.
Но зритель прекрасно понимает, что юная дофина на самом деле еще ребенок, на которого свалилась слишком большая ответственность, к которой она не готова.
Красивый фильм о том, что раньше девушки не могли выбирать, кем им быть. В этом вся трагедия.
«Паскуалино Семь красоток», Лина Вертмюллер (1975)
Фильм о сильном мужском характере и испытаниях, снятый женщиной-режиссером Лина Вертмюллер. Главный герой ленты по имени Паскуалино, который во время попадает в немецкий концлагерь и всеми правдами и неправдами пытается выжить. Персонаж часто вызывает отвращение, потому что он ужасно расчетлив и порой очень жесток.
Однако потом становится понятно, что выбраться из страшных условий Паскуалино хочет не ради себя, а ради своих семи сестер, которых он очень любит.
Защищая честь одной из них, он оказывается в тюрьме и снова делает все, чтобы оказаться на свободе и быть со своей семьей. Это местами комичный фильм о постоянной борьбе с жизненной несправедливостью. О надежде на то, что один человек может изменить все.
«Дочери пыли», Джули Дэш (1991)
Этот фильм – революционная историческая драма режиссера Джули Дэш. «Дочери пыли» рассказывают о культуре Гуллы Гичи – общины, основанной еще порабощенными африканцами, которые поселились на островах недалеко от Южной Каролины и Джорджии. Уникальность этого кино в том, что оно показывает традиции, которых члены племени придерживались всю свою жизнь.
Режиссер знакомит зрителя с мифологией, религией и обычаями общины Гуллы, рассказывает семейные и любовные истории – все, чем наполнена жизнь красивая и порой жестокая африканских женщин.
«Леди Берд», Грета Гервиг (2017)
Фаворит прошлогоднего «Золотого глобуса» и режиссерский дебют Греты Гервиг. История талантливой и дерзкой девочки-тинейджера из Сакраменто, мечтающей о хорошей жизни, основана на воспоминаниях режиссера о переходном возрасте. Грета Гервиг, как и Леди Берд, росла в пригороде Сакраменто в не очень богатой семье и мечтала после школы поскорее покинуть это место, чтобы выбиться в люди.
Главная героиня фильма пробует себя в актерстве, пытается доказать окружающим, что она не такая как все, и грезит о великом будущем.
Помимо трудностей взросления в фильме есть тема отношений с родителями. Мама Леди Берд очень сложная героиня. Несмотря на то, что она часто ругает дочь и недовольна ей, она в две смены работает в больнице, чтобы содержать семью, и помогает дочке собраться на незабываемый выпускной. Хотя на самом деле мама Леди Берд очень устала и на грани нервного срыва. Это фильм о том, что порой тинейджеры только осуждают родителей, а их понимание приходит потом. «Леди Берд» о взрослении и о том, что никогда не поздно признаться близким в любви и признать ошибки.
Что еще можно посмотреть:
- «Добытчица», Нора Туми;
- «Беспредел», Айда Лупино;
- «Почти полная тьма», Кэтрин Бигелоу;
- «Сувенир: часть 1», Джоанна Хогг;
- «Бензин, еда, жилье», Эллисон Андерс;
- «Любовь по правилам и без», Нэнси Мейерс;
- «Перекресток Дэлэнси», Джоан Миклин Сильвер;
- «Соответствующее поведение», Дезире Акхаван;
- «Подружки», Клаудия Уэилл;
- «Парни не плачут», Кимберли Пирс;
- «Довольно слов», Николь Холофсенер;
- «Антония», Марлен Горрис;
- «Тринадцать», Кэтрин Хардвик;
- «Высокое искусство», Лиза Холоденко;
- «Повелитель бури», Кэтрин Бигелоу;
- «Мики и Ники», Элейн Мэй;
- «Попутчик», Айда Лупино;
- «Истории, которые мы рассказываем», Сара Полли;
- «Женщина-арбуз», Шерил Дьюнай;
- «Девственницы-самоубийцы», София Коппола;
- «На гребне волны», Кэтрин Бигелоу;
- «Европа Европа», Агнешка Холланд;
- «Пристанище Евы», Кейси Леммонс;
- «Отчаянно ищу Сьюзен», Сьюзен Зейделман;
- «Женщина без головы», Лукресия Мартель;
- «Счастье», Аньес Варда;