Эти режиссеры не только переносят нас в будущее и открывают новые горизонты, но и вдохновляют на размышления о наших возможностях и месте во Вселенной. Давай вместе вспомним каждого из них и узнаем, какие фильмы стали настоящими шедеврами научной фантастики!
😎 Что было до: Жорж Мельес, Джек Арнольд и Фриц Ланг
Жорж Мельес, Джек Арнольд и Фриц Ланг — три великих режиссера, которые внесли огромный вклад в развитие научно-фантастического жанра в кино. Жорж Мельес считается пионером спецэффектов и кинофантастики. Его фильм «Путешествие на Луну» (1902) стал настоящим прорывом благодаря использованию инновационных спецэффектов и яркому воображению. Мельес показал, что кино может быть не только средством повествования, но и окном в фантастические миры, полные чудес и невероятных приключений.
Джек Арнольд и Фриц Ланг также оставили неизгладимый след в жанре научной фантастики. Арнольд прославился своими классическими фильмами 1950-х годов, такими как «Тварь из Черной лагуны» (1954) и «Этот остров Земля» (1955), которые задали стандарты для монстров и инопланетных сюжетов. Его работы исследовали страхи и надежды, связанные с наукой и технологиями.
Фриц Ланг, в свою очередь, создал культовый фильм «Метрополис» (1927), который до сих пор считается эталоном кинофантастики. Этот фильм не только предсказал многие современные технологические достижения, но и поднял важные социальные и политические вопросы, остающиеся актуальными и сегодня.
Карел Земан
Известный как «чешский Мельес», Карел Земан — это автор, чьи фильмы не похожи ни на что другое в истории кино. Земан был настоящим визионером, его фильмография отличается удивительным сочетанием живых актеров и различных форм анимации. Среди самых почитаемых его работ — научно-фантастические шедевры «Путешествие в начало времен», «Тайна острова Бэк-Кап» и «Барон Мюнхгаузен».
Работы Земана всегда стремились к уникальной эстетике. Например, в «Путешествии в начало времен» использована невероятная покадровая анимация, в «Тайне острова Бэк-Капс» — гравюры по линиям, напоминающие иллюстрации Жюля Верна, а в «Бароне Мюнхгаузене» — стиль Гюстава Доре. Фильмы Земана оказали глубокое влияние на многих профессионалов киноиндустрии, таких как Терри Гиллиам, Тим Бёртон, Рэй Харрихаузен и Уэс Андерсон.
Дени Вильнёв
До того как стать одним из ведущих режиссеров научно-фантастических блокбастеров в Голливуде, Дени Вильнёв был одним из самых многообещающих канадских режиссеров в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Канадские драмы «Август, 32-й на Земле», «Мальстрём», «Политехника» и «Пожары» принесли Вильнёву международное признание и привлекли внимание Голливуда. Вильнёв успешно перешёл к работе в Голливуде с известными триллерами «Пленницы» и «Сикарио».
С 2016 года, после выхода фильма «Прибытие», Вильнёв работал исключительно в жанре научной фантастики. «Прибытие», «Дюна» и «Дюна: Часть вторая» получили положительные отзывы критиков и стали кассовыми хитами. «Бегущий по лезвию 2049», который можно считать лучшим научно-фантастическим фильмом Вильнёва, стал кассовым провалом, так же как и оригинальный «Бегущий по лезвию» в 1982 году. Научно-фантастические фильмы Вильнёва примечательны своим сочетанием впечатляющих визуальных эффектов и глубоких философских тем.
Ридли Скотт
После десятилетий существования как жанр фильмов категории «Б», научная фантастика взлетела до статуса блокбастеров благодаря беспрецедентному успеху «Звездных войн» в 1977 году. Два года спустя Ридли Скотт добавил к научно-фантастической лихорадке свой фильм «Чужой», который соединил элементы научной фантастики и ужасов. «Чужой» стал одним из самых кассовых фильмов 1979 года и со временем превратился в успешную мультимедийную франшизу. В рамках франшизы «Чужой» Скотт также снял фильмы «Прометей» и «Чужой: Завет».
Что делает Скотта великим режиссёром научной фантастики, так это то, что его карьера не ограничивается одной франшизой. Вне фильмов «Чужой» Скотт снял такие значимые научно-фантастические фильмы, как «Бегущий по лезвию» и «Марсианин». «Бегущий по лезвию» был внесен в Национальный реестр фильмов США и был признан одним из величайших фильмов всех времён такими изданиями, как Sight & Sound, Empire, Time, Total Film и The Village Voice. «Марсианин» получил почти 240 номинаций на премии, включая семь номинаций на премию «Оскар».
Кристофер Нолан
Карьера Кристофера Нолана началась довольно скромно. Его режиссерский дебют — нео-нуарный криминальный триллер «Преследование» — стоил всего $6000, что делает его одним из самых дешевых фильмов в истории. После еще одного малобюджетного триллера, «Помни», Нолан стал известным и быстро превратился в одного из самых востребованных режиссеров Голливуда после триумфального успеха «Бэтмен: Начало». Каждый фильм из трилогии о Темном рыцаре Нолана считается одним из лучших супергеройских фильмов всех времен.
Вне вселенной DC Нолан добился успеха с такими научно-фантастическими шедеврами, как «Начало», «Интерстеллар» и «Довод». В отличие от многих своих коллег, фильмы Нолана примечательны отсутствием большого количества CGI и упором на практические эффекты. Его самый последний фильм, биографическая драма «Оппенгеймер», наконец-то принесла ему долгожданную премию «Оскар» за лучшую режиссуру. С общими кассовыми сборами более $6 миллиардов, Нолан входит в число самых кассовых режиссеров в истории.
Джордж Лукас
Некоторые фильмы, снятые в далекой-далекой галактике, могли разочаровать многих зрителей, но нельзя отрицать влияние, которое Джордж Лукас оказал на всю научно-фантастическую среду, сняв всего один фильм в начале своей карьеры: «Звездные войны» (1977). Его можно считать самым значительным (и, возможно, самым любимым среди более поверхностных киноманов) научно-фантастическим фильмом, который когда-либо появлялся на экранах, просто благодаря своему названию.
Но не стоит забывать: это также блестящая история, и в этом частично причина ее популярности. Этот фильм полюбился не только из-за шикарного лора, который сопровождал последующие проекты Лукаса. Просто за создание этой вселенной Джордж мог бы считаться самым любимым научно-фантастическим режиссером по мнению многих фанатов по всему миру.
Сестры Вачовски
Лана и Лилли Вачовски могли создать свой шедевр «Матрица» в 1999 году, но они продолжили активно работать в жанре. Их следующим сложным проектом стал «Облачный атлас», философское размышление о путешествии души через разные временные линии, каждая из которых изменяется в зависимости от действий людей.
Сестры Вачовски также создали культовый научно-фантастический сериал на Netflix «Восьмое чувство», в котором многокультурный ансамбль актеров играет людей, связанных телепатической связью и вынужденных выживать под угрозой охоты на них. Недавно сестры выпустили продолжение франшизы об избранном Нео — «Матрица 4: Воскрешение», встреченное смешанными эмоциями критиков.
Альфонсо Куарон
Мексиканский режиссер и сценарист Альфонсо Куарон начал свою карьеру в 1990-х, но по-настоящему засиял в этом веке. Его первый научно-фантастический фильм вышел в 2006 году под названием «Дитя человеческое». Это антиутопическая история о будущем, где все человечество стало бесплодным. Фильм получил признание за свои орвелловские темы и динамичную операторскую работу Эммануэля Любецки.
Затем Куарон снял «Гравитацию», которая принесла ему Оскар. На первый взгляд, фильм с Сандрой Буллок в главной роли кажется обычной историей о выживании в космосе. Однако благодаря мастерскому исполнению «Гравитация» оказалась довольно реалистичным космическим приключением, подробно описывающим опыт астронавта, застрявшего в космосе.
Нил Бломкамп
Южноафриканский сценарист, режиссер и аниматор Нил Бломкамп создает научно-фантастические истории с ноткой социальной сатиры. Его режиссерский подход включает натуралистический, немного псевдодокументальный стиль с использованием фотореалистичных компьютерных эффектов. Его многообещающий дебют «Район № 9» рассказывал о том, как люди сегрегируют инопланетян, используя систему, похожую на режим апартеида.
Темы ксенофобии, экономического неравенства и социальной сегрегации были продолжены в его антиутопическом боевике «Элизиум» с Мэттом Деймоном в главной роли. Хотя его последний проект, «Робот по имени Чаппи» 2015 года, провалился в прокате, «Район № 9» по-прежнему закрепляет за Бломкампом репутацию режиссера, создающего социально значимую научную фантастику.
Джеймс Кэмерон
Джеймс Кэмерон — одна из ключевых фигур в мире голливудских блокбастеров, сыгравший важную роль в создании некоторых из самых крутых научно-фантастических франшиз в американском кино. Кэмерон впервые получил признание за свой второй фильм «Терминатор». Этот фильм, включенный в Национальный реестр фильмов, породил огромную франшизу, включающую «Терминатор 2: Судный день», который считается одним из редких сиквелов, превосходящих оригинал по качеству.
Второй выход Кэмерона в жанр научной фантастики случился с фильмом «Чужие», сиквелом «Чужого» Ридли Скотта. С «Чужими» Кэмерон изменил направление франшизы, сместив акцент с ужаса на боевик. Как и «Терминатор 2: Судный день», «Чужие» считаются одним из лучших сиквелов всех времён. В XXI веке Кэмерон разработал франшизу «Аватар».
После премьеры «Аватар» поразил зрителей своими невероятными CGI-эффектами. Кэмерон стал первым режиссером, чей фильм заработал более $1 миллиарда, и единственным режиссером с тремя фильмами, собравшими более $2 миллиардов каждый. В целом, фильмы Кэмерона заработали почти $9 миллиардов, что стало вторым подобным результатом среди всех режиссеров.
Стивен Спилберг
Стивен Спилберг считается величайшим режиссёром научной фантастики всех времен. С выходом фильма «Челюсти» в 1975 году Спилберг изобрел новый поджанр — летний блокбастер. Успех «Челюстей», а затем и «Звездных войн», привел к закату движения Нового Голливуда и рождению эры блокбастеров. Спилберг использовал формат блокбастера в свою пользу, создав множество легендарных научно-фантастических фильмов.
Три научно-фантастических фильма Спилберга — «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин» и «Парк Юрского периода» — были включены в Национальный реестр фильмов за их культурное значение. Би-би-си назвала «Искусственный разум» 83-м величайшим фильмом XXI века.
В 2008 году Американский институт киноискусства номинировал «Особое мнение» на список лучших американских научно-фантастических фильмов. Французский журнал Cahiers du cinéma признал ремейк Спилберга «Война миров» восьмым лучшим фильмом 2000-х годов. На данный момент Спилберг — единственный режиссер в истории, чьи фильмы собрали в общей сложности более $10 миллиардов.