Метро — не просто вид транспорта, а отдельный пласт культуры. Про подземку пишут книги, снимают кино и слагают городские легенды. Вместе с
Метро для паломников
Московский метрополитен работает ежедневно с 5:30 утра до 1 часа ночи. Подземки других столиц работают по схожему графику, но бывают исключения. Например, Нью-Йоркское метро открыто круглосуточно. А вот метро священного для мусульман города Мекка функционирует всего пять дней в году, в период ежегодного паломничества
Го цзао
Метро для жителей Китая — почти продолжение родного дома. В поезде нередко увидишь, как пассажиры корпят над домашкой, печатают на ноутбуках, делают макияж и прическу на работу. И даже едят! Ритуал называется «го цзао», а дословно — «утреннее времяпрепровождение». Завтрак в метро для жителей Поднебесной стал привычкой не только от отсутствия времени. Китайцы почти всегда едят в большой компании семьи и близких, непринужденно болтая и наслаждаясь вкусом еды. Правда, съесть лапшу или булочку на пару в переполненном вагоне — еще та задача: острый запах, крошки и капли соуса мешают окружающим. Поэтому в 2020 году в китайском метро на еду ввели общенациональный запрет.
В России таких ограничений нет, но соседи по вагону трапезу вряд ли одобрят. Кроме того, сейчас все пассажиры должны быть в масках и перчатках. А если голод не дает покоя, можно отвлечься и почитать книжку в
Красный, синий, голубой
Москвичи привыкли называть ветки не по официальным именам, а по цветам, которыми те обозначены на официальных схемах. Согласись, проще назначить встречу на фиолетовой ветке, чем на Таганско-Краснопресненской. Но такая система — скорее исключение, чем правило. Например, ветки и направления Сеульского метрополитена обозначаются не только цветами, но также цифрами и буквами. Спросить у местного, как пройти к синей ветке, можно, но сложно. У тебя уточнят, какая линия нужна (светло-синяя, темно-синяя или «аэропортная»), в каком направлении ты едешь (поезда с одной платформы могут отправляться в разные стороны), а также предупредят, что четные и нечетные поезда останавливаются на разных станциях.
Проезд за три рубля
По московскому метро можно сколько угодно ходить с экскурсиями, чего нельзя сказать про метро Пхеньяна — столицы Северной Кореи (КНДР). Подземка долго была засекречена, и нельзя было изучать ее самостоятельно — только в сопровождении гида. Для приезжих были открыты две станции — «Ёнгван» и «Пухын». Такая таинственность породила теорию заговора, что северокорейского метрополитена не существует. Мол, вестибюли — это умело сколоченные наспех декорации, а пассажиры — нанятые актеры. Но теория оказалась ложной: с 2014 года для туристов открыты все 17 станций. Кстати, на данный момент метро Пхеньяна — самое дешевое в мире. Проезд стоит всего 0,04 доллара США (примерно 3 рубля).
Мужчинам вход воспрещен
В московском метро нет разделения на группы. Мужчины, женщины, дети, знаменитости, простые люди и даже домашние животные делят один вагон. В арабских странах существуют отдельные вагоны для женщин. Дело не в дискриминации, а в законах Шариата: незнакомые женщины и мужчины не должны касаться друг друга, что почти невозможно в час-пик. А вот в метро Токио вагоны для женщин ввели по другой причине. В переполненном поезде мужчины часто трогали пассажирок, прижимались или говорили на ухо непристойности. В итоге железнодорожные организации Японии запустили «розовые» вагоны, где женщины могут спокойно проехаться, не волнуясь за свою безопасность.
Станции-призраки
Самая интригующая часть любого метро — станции-призраки. Так называют недостроенные, недоступные для пассажиров или закрытые станции метро. В Москве таких две: «Притоннельное сооружение „Д“» и «Троице-Лыково», обе на синей ветке. Станции используются как служебные и аварийные выходы, а увидеть их можно через окно проезжающего поезда. Иногда призраком становится не целая станция, а только ее часть. Так, в Минском метро на станции «Пролетарская» за декоративной стеной скрыт восточный вестибюль. В тени скульптур расположена маленькая дверь, через которую можно попасть в город. С момента открытия станции в 1990 году вестибюль никогда не эксплуатировался.
Ильич и Каганович
Московское метро имеет в названии гордую приставку «имени В. И. Ленина». Но мало кто знает, что до 1955 года подземка называлась в честь Лазаря Кагановича. Этот советский деятель руководил созданием генерального плана реконструкции Москвы, а также строительством Московского метрополитена. В 1955 году метро переименовали в честь Владимира Ленина, а именем Кагановича назвали станцию «Охотный ряд». Но через пару лет Каганович впал в немилость, и станции вернули прежнее название.
Утрамбовщики и библиотекари
Самая оживленная станция в мире — токийская «Икэбукуро»: через нее проходят 557 тысяч пассажиров в день. Представь, что население целого российского города (типа Томска) входит и выходит через двери одной станции ежедневно! Из-за огромного потока в метро ввели специальную должность — «осия», а дословно — «запихиватель». Такой утрамбовщик помогает пассажирам встать в переполненный вагон в час-пик.
В московском метрополитене тоже есть интересные профессии. Например, библиотекарь, который работает на станции «Выставочная». В небольшом пространстве собраны книги по истории и технические пособия по метро и железнодорожному транспорту. Посетить библиотеку может любой желающий.
Рекордсмен по культурному наследию
Метро — это не только удобно, но и красиво. Например, многие станции Стокгольмского метро прорублены в скалах и расписаны художниками под радугу или искусственный мрамор. Фишка московской подземки — сложные архитектурные концепции для каждой станции. Например, «Кропоткинская» декорирована по принципам древнеегипетской архитектуры, а на станции «Курской» кольцевой линии использованы элементы древнегреческой и древнеримской архитектуры.
Между прочим, 48 станций московского метро признаны объектами культурного наследия — это мировой рекорд.
Чем пахнет в метро
Запах метро — вещь на любителя: одни страстно обожают, другие на дух не переносят. Интересно, что универсального «аромата подземки» нет. В большинстве мест пахнет креозотом — бесцветной жидкостью, которой обрабатывают железнодорожные шпалы. Поэтому, кстати, в метро и на вокзале похожий запах. Станции, построенные близко к воде, имеют приятный аромат земли после дождя (например, станция «Речной вокзал» в Новосибирске). Метро в городе Тбилиси, который славится минеральными источниками, пахнет яйцами и сыростью — из-за почвы, богатой сероводородом.
Камера, мотор!
Мировое метро не раз становилось площадкой для съемок кино. Например, на 12-й линии парижского метро ты найдешь станцию «Ламарк — Коленкур» — ту самую, где ночевала главная героиня фильма «Амели». Станция метро, где Нео сражается с агентом Смитом в первой части «Матрицы», — это участок рельсового пути близ острова Глиб Айленд в Австралии. В «Джокере» 2019 года действие происходит в вымышленном городе Готэме, но внимательные зрители заметили, что главный герой выходит из поезда четвертой ветки нью-йоркского метро.
Московское метро в этом плане — одно из самых «трудолюбивых». Вот несколько заметных работ его фильмографии: советские «Место встречи изменить нельзя» и «Летят журавли», фантастические триллеры «Ночной дозор» и «Притяжение», а также множество музыкальных клипов — от Аллы Пугачевой до Noize MC.
Еще больше интересных фактов о метро ты можешь узнать из