Я всегда была уверена, что многие самые классные воспоминания из детства у нас так или иначе связаны с играми.
Сейчас все эти игры, разумеется, не более чем воспоминания. Мы растем, наше видение мира заметно усложняется, а обязанностей становится в разы больше, чем когда мы рисовали на асфальте классики и играли в догонялки до тех пор, пока на город не опускалась ночь. И дела эти уже не такие интересные, как были раньше. Нас поглощает рутина, выбраться из которой не так-то просто.
Как говорил Джордж Бернард Шоу: «Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть».
Естественно, «казаки-разбойники» и «дочки-матери» уже не прокатят, но мы все еще можем играть — точнее, с помощью игровых техник, знакомых нам с детства, превращать скучные дела и учебные задания в куда более веселые занятия.
Такой подход называется геймификацией — когда в неигровые процессы включаются игровые техники, которые помогают нам увлечься на первый взгляд не самым интересным делом.
Как и, самое главное, почему это работает? Когда человек занимается тем, что ему нравится, мозг получает порцию дофамина — это химическое вещество вызывает чувство удовольствия. А это создает повышенную мотивацию, и человек с радостью продолжает добиваться своих целей, теперь уже не только мечтая о результате, но и наслаждаясь самим процессом.
Как можно геймифицировать твою жизнь? Предлагаю три варианта. Первый подход более четкий и структурированный, второй — для обладателей богатой фантазии, а третий разработан специально для учебы. Поехали!
1. All about goals
Этот игровой подход достаточно простой, справиться может каждый, главное — иметь полную картину и четко выполнять все предписания.
Чтобы было понятнее, давай разберемся на примере. Представь: ты хочешь сделать крутой творческий проект. Для начала обозначь рамки — начнешь выполнять сегодня, закончишь к концу учебного года (скажем, дедлайн у тебя 31 мая). Дальше следует составить подробный план, в котором каждую большую цель ты разобьешь на несколько маленьких — таких, чтобы выполнить их можно было максимум за несколько часов.
Но просто так выполнять цели, пусть даже и маленькие, не очень-то весело. Тут в дело и вступает геймификация.
Во-первых, за каждую выполненную цель тебе полагается награда. Какая именно, устанавливаешь уже сама. Это может быть и что-то материальное вроде покупки новой книги или платья, и что-то менее осязаемое, например, лишний час на просмотр сериала. Главное — чтобы цель и награда друг другу не противоречили. Если ты, скажем, решила сбросить несколько килограммов, то наградой за каждый сброшенный кг не может быть шоколадка, иначе весь прогресс пойдет насмарку.
Вспомни, как в одной из серий «Моей прекрасной няни» Константин и Вика поменялись местами: он следил за детьми, а она убиралась и готовила. Чтобы справиться с тремя маленькими хулиганами, Константин как раз геймификацию и использовал: за каждое выполненное задание раздавал детям баллы, а они впоследствии могли обменять эти баллы на подарок.
В сериале, правда, дело закончилось не самым приятным образом, но там все было утрировано для комедийного эффекта (ну и чтобы показать, что Вика все-таки лучшая няня в мире), а в жизни, гарантирую, это работает отлично.
Во-вторых, превращай цели в челленджи, это ведь так весело. Вместо того чтобы дать себе установку «жить неделю без соцсетей», оформи это в эпик-челлендж «выживание в мире без технологий», веди дневник (или даже видеодневник, вдруг потом станешь крутым YouTube-блогером), делай то, на что, третий час листая ленту Инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация), даже не решилась бы.
В-третьих, подключай друзей. Вы можете отслеживать прогресс друг друга, придумать взаимонаграды и взаимонаказания. Или даже устроить из маленькой цели настоящее соревнование, ведь борьба всегда мотивирует и заставляет бежать быстрее.
2. Imagination only
Мой любимый вид геймификации — тот, где от тебя не требуется ни планов, ни челленджей, ни наград. Только воображение. Для достижения серьезных целей этот вид подойдет далеко не всем (хотя и для этого его можно использовать), а вот для выполнения разных бытовых дел — то, что надо.
Чем старше мы становимся, тем больше скучных обязанностей у нас появляется. Протереть пыль, помыть пол, посуду, зеркала, квартиру, планету, вселенную — ugh, это когда-нибудь закончится? Нет :) Но процесс уборки (и готовки!) реально сделать заметно веселей.
Начать можно с мини-игр. Например, установить определенный тайминг, когда отправляешься за покупками, и обязательно в него уложиться. Или воспользоваться специальными приложениями, которые будут устанавливать правила за тебя (даже думать не надо!).
Ну а для тех, кто готов отбросить свою «взрослость» и вспомнить детство, предлагаю вариант с настоящим погружением. Чтобы достичь максимального эффекта, тебе нужно вовлечься эмоционально, и тут понадобится выбрать своего самого-самого любимого персонажа. Из книг, фильмов или сериалов — не так важно, главное — чтобы он (или она) был тем, на кого ты так мечтаешь быть похожей.
Теперь время перевоплощений. Подойди к делу основательно: изучи как внешние, так и внутренние особенности героя, на месте которого ты бы хотела побывать. Возьмем, например, Бетти Купер из «Ривердейла». С ее стилем все понятно — зауженные джинсы, пастельных тонов свитер с белым воротничком, удобные кеды и высокий хвост в комплекте. Этот образ можно легко воссоздать в домашних условиях. Дальше — сложнее (но интереснее!).
Нужно выявить три самые яркие характеристики героини. Какими словами — существительными или прилагательными — ты будешь их описывать, не так важно. Бетти — тру-детектив, хорошая девочка с темным альтер эго, перфекционистка.
Примеряем на себя все эти прекрасные качества, вживаемся в роль и отправляемся спасать мир. Точнее, завершать все скучные бытовые дела, которые теперь покажутся не такими унылыми. Ведь на ближайшие пару часов ты не ты, а Бетти Купер. В наушниках играет Believer от Imagine Dragons, ты шагаешь в магазин за продуктами для ужина, но делаешь вид, что это не просто поход за едой — на самом деле ты идешь по следу Черного Капюшона и с помощью этого нехитрого действия сможешь раскрыть его личность и спасти родной город.
И так можно делать с любым героем — достаточно следовать правилам, которые описаны выше. Ты можешь стать Элевен и бороться с Демогоргеном (который почему-то забрался в недра твоей стиральной машинки и не хочет вылезать, пока все белье не будет развешано). Можешь превратиться в Шелдона Купера, который скорее умрет, чем не закончит домашку по физике.
Главное здесь — расслабиться и кайфовать, максимально вжиться в роль и почувствовать себя на месте этого человека. Такие ролевые модели позволяют сделать окружающий мир гораздо интереснее, чем он есть на самом деле.
3. Learning by playing
Не многие учителя используют в своей практике методы геймификации, но, как говорится, если гора не идет к Магомеду, нам самим никто не запрещает добавить в свой учебный процесс немного игры. Прелесть учебной геймификации еще и в том, что она связана с видеоиграми. Ну а кто же откажется от компьютерных развлечений в школьных стенах?
Ю-Кай Чоу — в прошлом супергеймер, а теперь специалист в игрофикации — написал книгу «Геймификация на практике: за очками, бейджами и рейтингами», где рассказал о факторах, которые делают эти техники такими полезными и привлекательными.
Во-первых, таким образом у тебя появляется определенная миссия, что сразу же мотивирует. Дело в том, что оценки — это хоть и важный, но недостаточно интересный результат. То есть в первом классе тебя, может быть, и охватывал азарт, когда ты боролась за определенную оценку, но со временем это чувство притупляется. Ты и так примерно представляешь, что получишь: «отлично» за сочинение по литературе, потому что кто если не ты; вероятнее всего, «удовлетворительно» по химии, потому что это просто не твое; и, может быть, «хорошо» по биологии, потому что вчера ты все-таки добила эту сложную домашку.
Миссия «получить «пятерку» уже и не миссия, а так, для кого-то — естественный процесс, для кого-то — просто удача. Здесь на помощь и приходит геймификация, и у тебя появляется куда более волнующее действие, чем просто гонка за оценками.
Во-вторых, как утверждает Ю-Кай Чоу, геймификация отлично работает и в обратную сторону — тебя подстегивают не только победы, но и поражения. Когда ты теряешь свои условные баллы (монетки, персонажей — смотря что именно используешь), то автоматически воспринимаешь это как призыв бороться дальше и вернуть то, что несколько минут назад было твоим. С оценками это не работает, потому что не бывает стартовой коллекции «пятерок».
Наконец, в-третьих, геймификация по Ю-Кай Чоу — один из самых простых способов отойти от стандартных правил и проявить свою креативность. Особенно хорошо этот метод ложится на изучение языков. От использования знакомых всем приложений, в которых учишь новые слова по карточкам и диалогам сериальных персонажей, до полной свободы творчества.
Совет: если ты сама придумала какой-то интересный способ выучить материал, подойди к преподавателю и попроси его дать тебе шанс это продемонстрировать.
Я, например, нашла отличный способ практиковать вокабуляр на уроках испанского — прописывала забавные сценки и разыгрывала их с подругой в начале урока. Новые слова тут же закреплялись в памяти, у одноклассников поднималось настроение, учительница была довольна, и оценки не страдали — хотя они волновали нас уже в последнюю очередь.
To sum up
В заключение хочу сказать, что геймифицировать свою жизнь поначалу может быть сложновато. Ты будешь долго перестраиваться, искать самый удобный для себя подход. Но обязательно поймешь, что оно того стоит, когда почувствуешь, что дела тебя больше не напрягают и жизнь, оказывается, приятнее, легче и интереснее.