На стримингах появляется все больше сериалов про маньяков. В прошлом году друг за другом вышли «Фишер» и «Мерзлая земля», а буквально на днях состоялась премьера «Внутри убийцы». Предлагаем разобраться, в чем секрет популярности такого страшного жанра, как детективный триллер, и почему все помешались на тру-крайм.
Причина 1: Кино про маньяков нам что-то напоминает
А конкретно — ужасы. Как-никак триллер считается поджанром хоррора, поэтому он и взял все самое лучшее и безошибочно срабатывающее у «старшего брата». Таким образом, если главным оружием ужасов всегда было воздействие на человеческий страх, кино про маньяков также не забывает им воспользоваться. Яркий тому пример: фильм «Молчание ягнят», в списке жанров которого числятся оба вышеуказанных.
В нем саспенс достигается за счет напряженных кадров с пугающей тюремной камерой, где в абсолютном одиночестве заключен Ганнибал Лектер. У этого страшного убийцы есть жуткая маска, хитрая ухмылка и, что самое главное — стеклянный, пронизывающий взгляд, от которого у зрителя в мгновение появляются мурашки. В дополнение на фоне звучит нервная музыка, прерываемая внезапными звуками-скримерами, а также показываются жертвы Лектера — все по канонам хоррора.
Триллер же здесь проявляется в другом: в замедленном действии, в растягивании эмоционального давления и в упоре на психологический эффект. Все эти пункты во многом зависели от Энтони Хопкинса. Актеру нужно было передать харизму своего героя, его непредсказуемость и ужасающую таинственность. С самого начала фильма мы уже знаем кто убийца, интриги нет, но есть завораживающая игра Энтони и сюжет с сотней неожиданных поворотов. Это и сделало «Молчание ягнят» культовым шедевром кинематографа.
Причина 2: Кино про маньяков напоминает нам и кое-что еще
Удивительно, но это — реалити-шоу. И у любого триллера про серийного убийцу действительно есть схожие с ним черты. В книге социального антрополога Сергея Мохова «История смерти» целая глава посвящена вопросу репутации серийных убийц в поп-культуре.
В ней можно найти такие доказательства: за героями всегда закреплены определенные роли, следователь с напарником — протагонисты, маньяк — антагонист, а его жертвы «пешки в этой игре». Каждое новое дело предстает как отдельное событие одного эпизода, когда все расследование длится от начала сериала и до самого конца. Мы сразу привыкаем к героям, точнее, к этим обычным людям, которые находятся в более-менее реалистичных условиях. Ничего не напоминает?
Если нет, то вот тебе еще факты. Главный секрет успешного реалити-шоу заключается в интересном социальном эксперименте, который должен находится в его основе. У триллера про серийных убийц он тоже есть, только ужасный, шокирующий и такой, что его не хочется повторять в жизни. Зато во время просмотра можно представить: «Как бы я вела себя, если бы в моем городе объявился реальный преступник?». Это почти из той же серии мыслей, что и «как бы я выжила на необитаемом острове?».
В своем исследовании Сергей Мохов также отмечает кинематографичность историй о серийных маньяках, из-за которой они всегда становятся интересны. Убийца обретает славу, о нем говорят СМИ, его послания пытаются разгадать не только участвующие в расследовании специалисты, но и обычные сотрудники. Так возникает общественный резонанс, от которого просто невозможно оторвать глаз: хочется узнать, что же будет дальше.
Причина 3: Мы представляем себя на месте следователя
В этом есть элемент игры — можно строить теории во время просмотра, внимательно следить за происходящим, приглядываться к каждому персонажу и бороться за статус того, кто «все понял с самого начала!». Учитывая, что маньяки в современном кино достаточно реалистичные, то есть выглядят в точности как обычные люди и редко выделяются из толпы, это становится задачей со звездочкой.
А еще так нас снова пугают, только уже не скримерами. Просто сериалы и фильмы о серийных убийцах в очередной раз напоминают нам о том, что мы сами никогда не знаем, с кем общаемся, мимо кого проходим, рядом с какими людьми живем. Следователь в поисках подозреваемого внимательно изучает всех без исключений.
Преступником может оказаться буквально кто угодно: безобидный парень, хрупкая школьница или даже судмедэксперт, участвующий в расследовании. Так было в сериале «Декстер» — главный герой работал в полиции, а в свободное время расправлялся с преступниками, пытаясь дать им достойное наказание. У Декстера был доступ и к уликам, и ко всем материалам собственного дела, поэтому вычислить такого маньяка сложнее вдвойне.
Причина 4: Мы представляем себя на месте маньяка
И таким методом встречаемся со своей теневой стороной. Ее олицетворяет этот киношный преступник, который творит те самые вещи и говорит те самые мысли, что тоже возникали когда-либо у нас в сознании.
Только в нашем случае они всегда оставались в статусе «странных» идей, пришедших в голову в порядке бреда. Потому что мы помним о законах и нормах общества, знаем, как нельзя поступать, и вытесняем такой негатив, помня о последствиях.
Конечно, теневая сторона личности хранит в себе не только аморальные желания, а еще и те наши свойства, которые каждый человек сам для себя определяет отрицательными по разным причинам. Но задуматься о них как раз отлично помогает такое гипертрофированное зло в образе серийного маньяка, чьи поступки порой имеют под собой самые неожиданные объяснения.
Этот «бой с тенью» можно увидеть у Юн Джон У из дорамы «Незнакомцы из ада», который заселился в старую и страшную квартиру со странными соседями. Они общались с парнем довольно дружелюбно, поэтому он до последнего убеждал себя, что их причуды безобидны.
Чем больше он видел потенциальных угроз для своей жизни, чем больше бессонных ночей проводил в этом ужасном доме, тем ближе подходил к грани безумия. В один момент Юн Джон У запутался настолько, что перестал понимать — он все еще хороший человек или никогда им и не был.
Причина 5: Мы хотим убедиться в своей безопасности
В современном мире у нас более-менее спокойная жизнь, полная переживаний о работе и учебе. Мы не думаем каждый день о том, что кто-то из незнакомцев может на нас напасть, тем более на улицах, где везде есть камеры видеонаблюдения.
Для нас страх за свою безопасность ушел на второй план, и именно поэтому истории преступлений в наших реалиях становятся шокирующими. Оказывается, зло все еще находит «лазейки», а полиция со всеми новыми технологиями до сих пор не может похвастаться стопроцентной раскрываемостью дел. Что же тогда делать?
Как вариант — придумать план спасения на экстренный случай. Кино для этого отлично помогает смоделировать ситуацию. При просмотре криминальных триллеров невозможно не представить себя на месте жертвы и задуматься, удалось бы мне победить маньяка и остаться в живых?
«Такое кино повышает осведомленность и бдительность зрителей, ведь очень много намеков и опасений передается через экран. Есть такой термин иконическая или сенсорная память, которая сохраняет визуальную информацию и фильтруется зрительной системой. Так что человек в любом случае запоминает детали с экрана и становится осторожен», — объяснил Владимир Маслов, продюсер нового сериала «Внутри убийцы», снятого по одноименной книге израильского писателя Майка Омера.
За дело в упомянутой экранизации берется Зоя Волгина. Она профайлер, и все убийства рассматривает глазами того, кто их совершил. Ее новое расследование связано с делом загадочного бальзамировщика, который нападает на представительниц самого незащищенного слоя населения — сексуальных работниц. Героине Анастасии Евграфовой нужно предсказать следующие шаги психопата, и за это дело она берется с особенной силой, ведь почерк маньяка ей знаком.