Говоря об успехе отечественного кино на Западе, обычно вспоминают оскароносный «Москва слезам не верит», успех «Ночного дозора» или советского режиссера Андрея Тарковского. Но вот еще несколько примеров, когда создатели зарубежных картин цитировали советские и российские ленты 🎬
«Броненосец „Потемкин"»
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Картина 1925 года о восстании матросов на военном корабле вошла в историю кинематографа не только масштабностью съемок, но и одной конкретной сценой.
Кадры расстрела мирных жителей на Потемкинской лестнице в Одессе, особенно катящуюся вниз коляску с ребенком, повторяли и пародировали в десятках фильмов.
Фильмы серии «Звездный путь»: корабль «Энтерпрайз» несколько раз встречается с космическим судном «Потемкин»;
«Крестный отец»: Мое Грин убивают, выстреливая ему в очки — так же выстрелили в женщину на знаменитом кадре. В той же сцене полицейский убивает бегущего по лестнице Эмилио Барзини, что сменяется кадрами лежащего в коляске сына Майкла Корлеоне.
«Красавица и чудовище», «Рассвет мертвецов»: коляска с опасной скоростью катится вниз по лестнице;
«28 недель спустя»: американские солдаты расстреливают мирных жителей, пока те сбегают по лестнице.
«Поезд-беглец»
Режиссер: Андрей Кончаловский
Приключенческий фильм о побеге двух уголовников на несущемся без тормозов по пустынной Аляске поезде. Технически это американский фильм — картина была снята в США с местными актерами — однако критики признают его как выдающийся фильм Кончаловского, отмечая авторский стиль режиссера, который устоялся еще на родине.
Задумку картины цитировали как аллюзию на скоротечность и необратимость жизни. Например, в картине «Бэтмен: Начало» неуправляемый поезд, в котором сражаются супергерой и Ра’с аль Гул, несется на всех парах, знаменуя анархичность Готэма.
«Солярис»
Режиссер: Андрей Тарковский
Омажжи к Тарковскому, особенно к его симметричному построению кадра, — дело нередкое. Многие режиссеры пытаются повторить его медленный, «медитативный» стиль съемки, так же обращаясь к религиозным символам и картинам эпохи Возрождения. Вершину творчества советского творца, фильм 1972 года «Солярис», не раз цитировали в научной фантастике и картинах про неопределенное будущее.
Ларс фон Триер, боготворивший советского режиссера в интервью, «рифмует» Тарковского в построении кадра чуть ли ни в каждом фильме: взять хотя бы «Меланхолию», «Нимфоманку» и «Антихрист».
«Интерстеллар»: Кристофер Нолан называл «Солярис» одним из главных источников вдохновения при создании картины. Это заметно в построении длинных, пустынных кадров.
«Человек-амфибия»
Режиссер: Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев
Художественный фильм 1961 года вышел на 20 лет позднее другого фильма о похождении человека с жабрами на суше — «Тварь из Черной лагуны». Обе картины оказали существенное влияние на образ ихтиандра в популярной культуре.
Режиссер Гильермо дель Торо явно вдохновлялся советской картиной: финальная сцена его оскароносной ленты «Форма воды» точь-в-точь повторяет концовку «Человека-амфибии». А конкретно — побег влюбленных главных героев в попытке выпустить ихтиандра в открытое море.
«Летят журавли»
Режиссер: Михаил Калатозов
Советский черно-белый фильм 1957 года выиграл «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и с особым успехом прошел в кинотеатрах Франции. Поэтому неудивительно, что цитировали драму не в западном кино, а в европейском.
Картина «Долгая помолвка» 2004 года с Одри Тоту в главной роли пару раз цитирует советскую картину: образы главных героинь очень похожи — это честные девушки, которые ждут суженых с войны, получают новости о их гибели, но их сердца говорят обратное. Прямая цитата — когда обе девушки верят в одну и ту же примету: если письмо с фронта придет до того, как они досчитают до определенной цифры, то их возлюбленный остался жив.