Новые локации, приятное волнение уже на посадке, вдохновение во время полета — все это очень здорово, но далеко не каждый чувствует себя так чудесно, планируя долгожданное путешествие. У многих аэропорт не вызывает радостных эмоций, а трап, ведущий к самолету, заставляет мысленно перекреститься. Аэрофобией — боязнью полетов — страдает около 15% взрослого населения. Статистика утверждает, что аэрофобия, в основном, может появиться после 25 лет. Не думаю, что это 100% подтвержденные данные, однако в одном они все же правы: с аэрофобией не рождаются, она может возникнуть в любой момент.
Я познакомилась с этим чувством, когда мне было 18, хотя до этого спокойно летала на любые расстояния, с пересадками и без. Полеты не доставляли мне никакого удовольствия, немного напрягал момент взлета, по ощущению он напоминал поездку на «американских горках». Только на аттракционе ты спустя 2 минуты уже возвращаешься на землю, а на самолете еще несколько часов находишься в воздухе. Но не суть, главное, что меня в принципе не пугал сам процесс, и я не видела проблемы в том, чтобы добраться до места назначения на самолете. Но в один день все изменилось. Так откуда берется аэрофобия? Сейчас разберемся, а я поделюсь с тобой своим опытом.
Истоки
Понять первопричину очень важно: это поможет быстрее искоренить фобию.
Опыт с неудачным полетом
Это самое простое: возможно, у тебя был неудачный рейс. Сильная турбулентность, экстренная посадка, замена самолета — все это могло стать причиной твоего беспокойства и перерасти в настоящий страх. Например, когда Бену Аффлеку было 9 лет, и он летел в Вашингтон, в его самолет попала молния, поэтому пришлось совершить экстренную посадку (как видишь, все выжили, и все было в порядке). Однако неудачный опыт взял свое, и у актера развилась аэрофобия.
Дело не в полете
Иногда люди путают аэрофобию с другими боязнями — например, с клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств) или акрофобией (боязнь высоты). Если ты знаешь, что страдаешь хотя бы от одной из этих фобий, хорошо. Тогда попытайся четко ответить себе на вопрос: чего именно ты боишься во время полета?
Оказаться в «закрытой железной коробке», из которой невозможно выбраться в течение нескольких часов? Или того факта, что ты будешь находиться на высоте в несколько тысяч метров? А, может, ты вообще социофоб и не можешь вынести мысли, что какое-то время проведешь рядом с сотнями людей? Если ты поймешь, что тебя пугает не сам процесс полета, а что-то другое — это не аэрофобия, и бороться нужно явно не с ней, а с какими-то другими, сидящими внутри тебя, страхами.
Трагические события
Порой страх полетов вызывает не собственный неудачный опыт, а чужой. Проникаться личными историями других людей, сочувствовать и невольно переносить чужое горе на себя — все это в человеческой природе. Мы уже писали о тех вещах, которые можно сделать, если ты чувствуешь себя подавлено после трагических новостей. Я составляла эти рекомендации, основываясь на личном опыте, потому что после
В свое время эта трагедия широко обсуждалась не только в различных СМИ, но и в социальных сетях — откуда я, конечно, не вылезала.
Я ловила каждую новость, жадно вчитывалось в комментарии пользователей соцсетей (очень зря) и переходила по ссылкам на страницы погибших. Проникалась их историями, задавалась вечными вопросами, пыталась осознать масштаб трагедии, бродила по хештегам, читала мысли других пользователей на этот счет, и страх действительно сковал меня на несколько лет. Самолеты я представляла только в худших кошмарах, а когда близкие летали куда-нибудь, в оцепенении ждала сообщений с короткими «Мы приземлились!».
Что делать?
Давай разбираться, как же бороться с аэрофобией. За два с половиной года своего «невыездного» режима я перечитала кучу литературы и советов на эту тему. Точнее, не то что бы невыездного — ездила я как раз много, из-за страха полетов даже открыла путь в Англию по ж/д. Но 39 часов на поездах и 4,5 часа на самолете вообще не идут ни в какое сравнение, согласись. После такой веселой поездки я впервые задумалась о том, что надо бы уже как-то возвращаться к полетам, хотя на тот момент они все еще вселяли в меня настоящий ужас.
Знания — сила
Это правда. Первое, с чего стоит начать: досконально изучить объект своего страха, то есть, самолет и процесс полета. Во-первых, статистика. Самолет считается самым безопасным транспортом. Когда я впервые обратилась к знакомому, связанному с авиа-индустрией, с просьбой разъяснить, как там все устроено, он удивленно переспросил: «так ты что, действительно боишься?». Я честно призналась, что да, на что он тут же сказал: «А ты хоть знаешь, что шанс погибнуть от копыт горного козла у тебя сравнительно выше, чем в авиакатастрофе?».
Копыта горного козла казались мне чем-то очень далеким и даже смешным, и я удовлетворилась такой статистикой. Кстати, по официальным данным, шансы 1 из 30 миллионов. Однако череда моих глупых вопросов в стиле «а что если отвалятся крылья?», «а если прямо в середине полета откажет двигатель?», «а почему в самолетах не предусмотрены парашюты на случай катастрофы?» осталась без ответов: я ни слова не поняла из всех формул и заумных объяснений моего знакомого. Поэтому решила остановиться на научпопе. Ты наверняка в курсе, что научно-популярная литература — это всякие книги о научных исследованиях и пр., написанные простым языком, профессионалами для любителей. Начиная от популяризации физики (спасибо Стивену Хокингу) до разных журналов. В общем, я начала заполнять пробелы в знаниях.
2 книжки, которые я очень рекомендую
Алексей Герваш «Легкий способ перестать бояться летать». Книжка делится на две части. В первой все об авиации. Ответы на вопросы, которые у тебя были в голове (и даже которых не было). Узнаешь, по какому принципу самолет летает, почему двигатели могут отключиться и так далее. А во второй автор дает советы на тему того, как справляться с аэрофобией — это никогда не будет лишним.
Василий Ершов «Аэрофобия». Бывший пилот ТУ-154 рассказывает о работе пилотов, описывает и объясняет самые частые страхи пассажиров перед полетом. Написано с любовью, это такой настоящий гимн работникам авиации, очень трогательно и в то же время познавательно. Узнаешь о механизме полета/взлета/посадки, почему «что-то начинает шуметь, а потом затихает», что стучит во время полета и так далее. А еще автор разбирает некоторые авиакатастрофы, объясняет, что послужило их причиной (спойлер: в большинстве были виноваты сами пилоты, а не техника).
Факты, которые тебя точно успокоят
- Если тебе кажется, что самолет слишком разогнался, и что-то явно не так, не переживай: это нормально. Ему нужно достичь определенной скорости, чтобы взлететь. Как только он поднимется в воздух и наберет высоту, ты перестанешь чувствовать на себе эту скорость (обычно этот «аттракцион» заканчивается в течение 20 минут).
- Если у тебя заложило уши, что тоже абсолютно естественно. Когда самолет поднимается или опускается, резко меняется давление воздуха, и твои нежные уши мгновенно на это реагируют. Если заложенность долго не отступает, попробуй зажать нос и выдохнуть через уши, попытайся чихнуть или заплакать, ну а вообще не переживай — с заложенными ушами ты точно на всю жизнь не останешься.
- Какая-то часть крыла самолета вдруг начинает двигаться. О, Боже! Оно сломалось?! Сейчас эта часть оторвется и улетит?! Нет, некоторые части крыла должны двигаться во время полета. Таким образом они помогают самолету лететь, не теряя высоты и скорости, а во время посадки даже помогают затормозить.
- А если дверь в самолете вдруг откроется в воздухе? (Я тоже думала об этом). Оказывается, на высоте нескольких тысяч метров, эту несчастную дверь удерживает не только конструкция самого самолета, но и нереальное давление, которое удержит не то, что дверь, а целый Хогвартс.
- А если что-то забыли проверить? На каждый час полета приходится по 11 часов проверки. Так что перед тем как совершить трехчасовой полет, твой самолет проходит 33 часовую диагностику. Эти цифры вселяют уверенность.
Сравнения
Как я уже упоминала выше, смерть от копыт горного козла меня несколько успокоила. Оказывается, сравнения — довольно сильный инструмент в борьбе с фобиями. На самом деле, ты каждый день делаешь те вещи, которые приводят к смерти куда чаще, чем полеты. Это ведь совсем не значит, что сейчас ты откажешься от всех благ цивилизации и затаишься в пещере где-нибудь на краю мира (туда, кстати, тоже вероятно нужно будет долететь ;). Так вот, запоминай:
- Шансы попасть в автокатастрофу 1 к 5 тысячам. Это в 6 тысяч раз больше, чем с авиакатастрофой. Так что самое опасное в полете — это дорога до аэропорта.
- А, еще перекус в кафе перед полетом. Потому что шанс умереть от отравления — 1 к 3 миллионам.
- У тебя также больше шансов умереть от укуса змеи, удара молнии (нет, мы не пересмотрели «Гарри Поттера»), ожога горячей водой и даже падения с собственной кровати.
Фан-факт для самых неуклюжих: легче погибнуть, упав по дороге к самолету, чем во время самого полета.
Приготовься к турбулентности
Турбулентность нередкое явление во время полетов. Она возникает не потому, что в самолете что-то не так: он просто попадает в зону перепада давления от низкого к высокому. Если у человека скачет давление, то его тоже хорошенько трясет. Так что волноваться не стоит.
Ты можешь возразить и заметить, что иногда во время турбулентности люди получают травмы, и будешь права. Но, во-первых, это случается очень редко, а во-вторых, чаще всего это происходит, потому что пассажиры игнорируют просьбы стюардов пристегнуться. Так что не забывай пользоваться ремнем безопасности и помни, что турбулентность — это всего лишь временное явление.
Лайфхаки для полета
Если ты уже купила билет, и деваться тебе некуда, вот несколько советов.
- Выбери место у окошка. Это более стабильная зона, всякие движения и звуки в ней чувствуется меньше всего (не то что бы прямо дикая разница, но все-таки)
- Выбери место, на котором ты будешь чувствовать себя спокойней. Может, тебе будет приятней сидеть рядом с запасным выходом? Не стесняйся своих потребностей, главное, чтобы ты чувствовала себя максимально расслабленно во время полета.
- Выбери самолет побольше. Чем больше самолет, тем плавнее полет. Когда ты будешь выбирать билеты, есть возможность посмотреть, сколько мест в самолете, воспользуйся этим.
- Ориентируйся на время суток. Боишься, что не сможешь спокойно смотреть сериалы во время полета? Выбери ночной рейс, желательно после полуночи: скорее всего, проспишь весь полет. Если же при свете дня тебе как-то спокойнее, то, соотвественно, выбирай дневной или утренний рейс. Смотри в окошко на проплывающие мимо облака и наслаждайся.
- Чекни прогноз турбулентности. Да, есть отдельный сайт: Turbulence Forecast. Он американский, но в нем есть информация по всему земному шару.
- Загляни в аэропорт заранее. Я имею в виду, не за 3-4 часа, а за 3-4 недели. Поброди между терминалами, слови позитивное настроение улетающих, прониклись атмосферой. Словом, встреться лицом к лицу со своим страхом и пойми, что в аэропорту нечего бояться. Может звучать немного безумно, но это правда один из способов настроиться на полет.
Keep calm and fly away
Если ты все-таки переживаешь, чувствуешь, как дыхание начинает сбиваться, а ладони трястись, давай поговорим о физических способах успокоиться. Их много: можешь перепробовать все, времени в полете много.
- Глубокие вдохи. Неоригинально, но действительно. Медленно вдыхай воздух через нос, затем осторожно выдыхай в течение 10 секунд. Повтори столько раз, сколько потребуется.
- Если тебе особенно тревожно при взлете/посадке, сожми подлокотник так сильно, как только можешь, одновременно с этим напряги мышцы пресса и задержись в этой позиции в течение 10 секунд. Это должно снять напряжение.
- Надень тонкую резинку на запястье, и если почувствуешь, что теряешь связь с реальностью, оттяни ее и отпусти. Легкий щелчок по запястью приведет тебя в чувство.
- Возьми с собой арсенал отвлечений. Чем разнообразнее, тем лучше. Закачай на телефон не только несколько фильмов, добавь книг, сериалов, журналов, игр — никогда не знаешь, что именно сможет тебя отвлечь. Любимый фильм может подвести («блин, я же видела это уже сто раз…»), а новая книжка здорово заменить его. Можешь взять с собой учебные/рабочие задания, предметы для освоения нового хобби, детскую раскраску, кубик Рубика — да что угодно. Собери с собой маленький чемодан ручной клади, пусть лучше у тебя будет 100 вещей для того, чтобы отвлечься, а не легкая сумка и непрекращающееся волнение.
- Общение с командой и видосики. Не только мы, простые смертные, боимся летать. Твои любимые звезды тоже страдают аэрофобией. Правда, в отличие от нас, у них нет возможности избегать своих страхов по несколько лет: им приходится часто летать по работе. Дженнифер Энистон, например, ненавидит летать. Но карьера ее уровня, конечно, этого требует. Чтобы успокоить себя во время полета, Джен пересматривает видео, в которых команда самолета рассказывает о безопасности их судна и напоминает, что безопасность пассажиров — их первоочередная задача. А еще Дженнифер общается со стюардами, если что-то начинает беспокоить ее, и они всегда с удовольствием отвечают на все ее тревожные вопросы.