«Оскары» не всегда дают всем, кто их заслуживает. С момента первой церемонии в 1929 году многих из кинематографистов обделяли этой наградой, но, безусловно, нет ничего более удивительного, чем отсутствие имени Альфреда Хичкока в списке победителей.
Человек, ответственный за появление некоторых из величайших фильмов, когда-либо созданных, и запечатлевший многие из самых бессмертных кинообразов на пленке, так и не получил премию Оскар, несмотря на то, что пять раз был номинирован на звание лучшего режиссера: за «Ребекку» в 1940 году; за «Спасательную шлюпку» в 1944 году; за «Зачарованного» в 1945 году; за «Окно во двор» в 1954 году и «Психо» в 1960 году.
Однако эти пять фильмов представляют собой лишь небольшой процент великолепного творчества Хичкока. Чтобы восстановить справедливость, я хочу познакомить тебя с некоторыми из величайших его работ.
В случае убийства набирайте «М» (1954)
Мастерски срежессированная адаптация классической пьесы с Рэем Милландом, блестяще сыгравшим роль мужа, который замышляет идеальное убийство своей жены, а затем пытается подставить ее, когда все идет не так. Это один из первых фильмов, снятых в формате 3D. Представь, как чувствовали себя зрители, когда к ним тянулась рука испуганной Грейс Келли!
👉 Камео Хичкока: фотография выпускников, на переднем плане за столом, рядом с Суоном (Энтони Доусоном).
Спасательная шлюпка (1944)
Только Хичкок мог такое придумать: выжившие после кораблекрушения люди оказываются на спасательной шлюпке, дрейфующей в Антлантике. Их корабль утонул после атаки подводной лодки. Единственный нацист на борту шлюпки пытается манипулировать выжившими, что делает эту картину потрясающим исследованием всех аспектов человеческой натуры, в котором главные герои делают все возможное, чтобы выжить.
По мотивам фильма выпустили настольную карточную игру «Lifeboat».
Леди исчезает (1938)
Грандиозный финал «английского периода» Хичкока — это смесь комедии и саспенса, которую некоторые интерпретируют как комментарий-предсказание перед надвигающейся Второй мировой войной.
В трансконтинентальном поезде в вымышленной стране Центральной Европы внезапно исчезает пожилая мисс Фрой. Только молодая женщина признается, что видела ее, и нанимает молодого англичанина, чтобы тот помог ей найти указанную даму, которая, как позже выясняется, была британским шпионом.
Хичкоку удалось показать множество оттенок человеческих ошибок: даже те пассажиры, которые не участвовали в похищении, лгали о том, что они знали мисс Фрой, по своим эгоистичным причинам, например, глупые англичане, любящие крикет, которые стремятся вернуться домой и просто хотят соответствовать определенным ожиданиям.
👉 Камео Хичкока — человек в конце фильма, одетый в черное пальто и курящий сигару на станции «Виктория».
Ребекка (1940)
Хичкок был вынужден уступить место режиссера продюсеру Дэвиду О. Селзнику, и поэтому у «Ребекки» сложно выделить единый стиль съемки. Несмотря на это, «Ребекка», безусловно, все еще фильм Хичкока. Искусный психологический триллер воплощает на экране готическую мелодраму Дафны Дю Морье. Фильм получил премию «Оскар» в категории «Лучший фильм».
👉 Камео Хичкока — проходит мимо героя Джорджа Сандерса, после того как тот сделал звонок в телефонной будке.
Незнакомцы в поезде (1951)
Случайная встреча в поезде между двумя мужчинами приводит к тому, что один из них предлагает им поменяться местами в убийствах — каждый убьет кого-то за другого, чтобы ни один из них не был подозреваемым. Несчастливо женатый Гай смеется над предложением очаровательного мота Бруно, но оказывается, что последний (потрясающий Роберт Уокер) — психопат, и когда он должным образом убивает жену Гая, тот решает отплатить за услугу, убив отца Бруно.
Адаптация Хичкоком романа Патрисии Хайсмит — это захватывающая поездка от начала до конца, полная головокружительных ракурсов и ослепительных образов, с буквально взрывным финалом»
👉 Камео Хичкока — человек с контрабасом, который в начале фильма садится в поезд.
Птицы (1963)
Одно из величайших произведений мастера было несколько испорчено недавними разоблачениями по поводу его обращения со звездой Типпи Хедрен. Однако хичкоковская экранизация новеллы Дафны Дю Морье остается ужасающим и блестяще исполненным фильмом ужасов с целым рядом фантастических декораций, которые надолго останутся в памяти зрителей и кинокритиков.
Мы не знаем, почему птицы напали: Хичкок предложил зрителю самим это додумать, отвергая любые невообразимые предположения о вирусе или болезни. Еще один мастерский ход: режиссер, известный своим использованием захватывающей музыки, вообще не использовал ее в саундтреке к «Птицам», полагаясь на крики и шорох самих существ, чтобы усилить напряжение и ужас.
👉 Камео Хичкока — в начале фильма мы видим его выходящим из зоомагазина с двумя терьерами на поводке.
Тридцать девять ступеней (1935)
У романа Джона Бьюкена довольно спокойный и нет женских персонажей, поэтому Хичкок гениально переработал его самостоятельно, практически переосмыслив всю историю. В фильме нет ничего лишнего: знаменитые места, ледяная блондинка, невинный мужчина в бегах и запоминающаяся (буквально) кульминация.
В нем также представлено одно из первых применений Хичкоком эффекта Макгаффина, его знаменитого сюжетного приема. В результате получился один из величайших британских фильмов всех времен и первая настоящая классика Хичкока, в которой лихой Роберт Донат и ледяная красавица Мадлен Кэрролл покоряют сердца и будоражат сознание.
👉 Камео Хичкока — человек, который идет по улице и выкидывает мусор.
Окно во двор (1954)
Джеймс Стюарт — фотограф, запертый в своей квартире из-за сломанной ногой, который проводит все свое время, шпионя за своими соседями. Он приходит к убеждению, что один из его соседей убил свою жену, и практическое расследование выпадает на долю его невероятно красивой подруги в исполнении Грейс Келли. Вскоре она оказывается в опасности, поскольку подозрения фотографа подтверждаются, но он так же бессилен вмешаться, как и сами зрители.
Камера никогда не покидает квартиру Стюарт в очередном шедевре режиссера, который шаг за шагом интригует и завлекает зрителя невероятным сюжета. Размышления Хичкока о вуайеризме — это учебнико по манипулированию аудиторией, превращающий всех нас в кучку подглядывающих.
👉 Камео Хичкока — заводит часы в квартире музыканта.
К северу через северо-запад (1959)
Как я завидую тем, кто впервые смотрит этот комедийный триллер с американскими горками, с его неправдоподобными, но великолепными декорациями и чудесной игрой Кэри Гранта! Последний блистает в роли сбитого с толку менеджера по рекламе, которого ошибочно принимают за человека, которого даже не существовало.
Сцена уборки урожая и сцена на горе Рашмор давно получили статус культовых. Это Хичкок в своей лучшей форме и в самом игривом состоянии: ему удалось обмануть цензоров, которые возражали против некоторых реплик между Грантом и исполнительницей главной роли Евой Мари Сэйнт, но упустили смысл поезда, въезжающего в туннель в кульминационный момент фильма 😉.
👉 Камео Хичкока — мужчина в самом начале фильма, пытающийся зайти в автобус.
Психо (1960)
Легендарный, печально известный, поносимый, почитаемый, постоянно цитируемый и бесконечно влиятельный, этот фильм стал шоком и открытиемв как шокирующий в индустрии, и даже спустя столько лет высшее достижение мастера по-прежнему способно пугать до мурашек. «Психо» стоил всего 800 000 долларов, а сейчас его сборы составляют более 32 миллионов.
Хичкок беззастенчиво манипулирует своей аудиторией безупречным первым актом «Психо», преднамеренно обезоруживая ожидания, прежде чем шокировать устранением главной героиней менее чем в середине фильма. Хичкок дразнит свою аудиторию на протяжении всего «Психо», уверенный, что когда наступят леденящие кровь моменты, они действительно напугают всех, кто смотрит.
👉 Камео Хичкока — посетитель зоомагазина, который появляется в первые минуты фильма.
Головокружение (1958)
Пережив критический и публичный провал сразу после выхода, ни один фильм Хичкока не получил такого неожиданного поворота, как «Головокружение», который в 2012 году занял первое место в списке лучших фильмов. Самый загадочный и запоминающийся фильм Хичкока — это сон об одержимости и обмане, который требует многократного просмотра, чтобы зацепить все его детали.
Говорят, что этот фильм больше раскрывает сложную личность Хичкока, чем любой другой. Операторская работа с мягким фокусом и бессмертная музыка Бернарда Херрманна придают всему фильму сказочный вайб.