Продолжает свою работу Московский международный кинофестиваль. В рамках основного конкурса на нем показали ленту турецкого производства «Мудрость кита». И это совсем не то турецкое кино, что обычно доходит до нашего проката.
Сюжет фильма «Мудрость кита»
В центре сюжета — жительница горной деревни Гюльсюм. Она находится на девятом месяце беременности и живет вдвоем с дочерью, поскольку всех мужчин в деревне отправляют работать на шахты. Женщина одна выступает против такого порядка, и из-за этого у нее складываются сложные отношения с главой деревни, который его и установил.
Гюльсюм в целом считают странной, потому что всем развлечениям она предпочитает природу и живет на отшибе. Ее вовсе изолируют, когда в какой-то момент женщина не может сдержать свой гнев из-за сложившегося порядка, что чуть не приводит к катастрофе. Тем временем подходят роды, и героиня отказывается перед выбором — поддаться системе и родить в безопасности или довериться природе.
Медитативная атмосфера фильма «Мудрость кита»
Фильм снят в завораживающей манере: пастельные тона, спокойные планы гор, воды — все это создает ощущение медитативности. Камера не спешит, она наблюдает. Поэтому надо подготовиться к тому, что события разворачиваются очень медленно, постепенно. Настолько постепенно, что порой кажется, что хорошо бы уже немного ускориться.
Усложняет восприятие и обилие деталей, связанных с турецкими традициями, а также с деревенской жизнью. Последнее показано максимально убедительно и достоверно — как рассказал режиссер Ондер Шенгюль на пресс-конференции после фильма, он сам, долгое время проработав в Стамбуле, в какой-то момент принял решение переехать в деревню, поближе к природе, и там занялся написанием сценария для этого фильма. Так что об этой стороне жизни он рассказывает с особым знанием дела.
Кстати говоря, на съемки его вдохновила реальная история деревенской женщины, которая сама родила всех своих детей в лесу. Вот только если это вызывает восхищение к жизни, то при просмотре фильма к героине сначала как минимум возникают вопросы. Впрочем, отношение к ней все-таки не негативное, а двойственное — ее чувства легко понять, но в то же время кажется, что со своим бунтом она сильно перегибает, выбирая отсутствие комфорта и цивилизации, когда они ей особенно нужны.
Фильм как аллегория
Однако, чем дальше разворачивается действие, тем больше все встает на свои места. Как отметил режиссер — и это вполне считывается с экрана, особенно во второй части истории, — этот фильм нельзя воспринимать буквально. Все, что в нем показано, — это аллегория.
По сути, в фильме всего три персонажа — это Гюльсюм, которая олицетворяет женское начало, староста деревни, представляющий собой власть, а также мужское начало. Между ними возникает недопонимание и неравноправие, как обычно и бывает в жизни, по мнению постановщика. «Мужское начало пытается сохранить свое влияние за счет определенных манипуляций, силового воздействия, и подавить женское», — говорит Ондер Шенгюль.
С родами Гюльсюм тоже не все так просто. Возвращаясь к истории женщины, которая вдохновила режиссера на съемки этой картины, он отметил: «Первое, что пришло мне в голову, это то, что женщина в этот момент рождает все человечество. И я подумал, что для того, чтобы увидеть этот великий потенциал всего человечества, достаточно посмотреть на жизнь одной женщины».
Третий же персонаж — это сама природа, которая наблюдает за героиней на протяжении всего фильма и помогает ей. Она здесь действительно отдельный и вполне самостоятельный герой. Это и некий монстр, который постоянно мелькает где-то на фоне происходящего, и коза, с которой связана совершенно душераздирающая сцена, и все-все, что окружает Гюльсюм и ее дочь, которую она, в отличие от других деревенских детей, воспитала с благодарностью к природе.
Ты можешь задаться вопросом — а причем же здесь кит, присутствие которого заложено в названии, при этом в картине он буквально не фигурирует, а лишь упоминается? Здесь автор решил пойти еще дальше и заложить еще один потайной смысл. Кит — это тоже архетип природы. Дело в том, что «во многих древних учениях образ кита представлялся как образ мудрости, то есть существа, которое наделено знаниями».
«И кит здесь это такая повесть внутри повести, чтобы увести зрителей еще глубже, как рассказ в рассказе», — пояснил Ондер Шенгюль. Надо сказать, вот это считать в картине вообще практически невозможно. Во всяком случае, с русским менталитетом.
«Мудрость кита» — непростая, многослойная, абсолютно фестивальная картина, предназначенная для совсем не веселого времяпрепровождения. Если ты любишь загнаться, пофилософствовать и поискать скрытые смыслы — этот фильм для тебя.