Источник: theGirl
Фото

theGirl

Драматический триллер Эдварда Бергера претендует на «Оскар» в восьми категориях — «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Рэйф Файнс), «Лучшая женская роль второго плана» (Изабелла Росселлини), «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший дизайн костюмов», «Лучшая работа художника-постановщика», а также «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек». И если одни номинации совершенно заслужены, то другие, как водится, вызывают вопросики.

О чем фильм «Конклав»

История затрагивает одну из самых закрытых и загадочных процедур в мире — выбор нового Папы Римского. Все начинается с неожиданной смерти понтифика. Ватикан готовится к конклаву — тайному собранию кардиналов, где решается судьба католической церкви.

Процессом руководит Лоуренс (Рэйф Файнс), который оказывается втянутым в череду интриг и раскрывает тайны, способные изменить не только его собственную судьбу, но и весь ход выборов, а в перспективе — будущее католической церкви.

Источник: Кадр из фильма «Конклав»
Фото

Кадр из фильма «Конклав»

Одним из главных достоинств «Конклава» стала его тематика. Хотя процедура избрания Папы описана в открытых источниках, в действительности закулисье этого процесса практически никому неизвестно. А закрытые двери Сикстинской капеллы, за которыми принимаются судьбоносные решения, создают ощущение некоего необычного таинства. Именно этот антураж во многом делает картину притягательной.

Если же убрать религиозный контекст, фильм превращается в достаточно стандартный политический триллер (причем со слабоватой драматургией). Основная движущая сила сюжета — борьба за власть, но в отличие от классических политических драм, здесь нет острых конфликтов или неожиданных событий, влияющих на судьбу мира или хотя бы страны.

Да, кардиналы раскрываются перед нами с довольно спорных сторон, но, по сути, они не совершают ничего шокирующего — сделай все это обычный человек, никто бы особо не удивился, — а их секреты кажутся не столь уж значительными на фоне множества других кинематографических историй о власти и интригах.

Источник: Кадр из фильма «Конклав»
Фото

Кадр из фильма «Конклав»

Моральные дилеммы героев «Конклава»

В центре внимания оказываются моральные дилеммы, заставляющие задуматься о подлинной природе духовных лидеров. Ожидания зрителей сталкиваются с реальностью: мы привыкли видеть священнослужителей образцами нравственности, но фильм показывает их как обычных людей со своими слабостями.

Создатели фильма тонко передают этот контраст. С первых сцен кардиналы ведут себя как самые обыкновенные люди: курят, пользуются смартфонами, обсуждают светские темы. Их человеческая сторона сразу откликается у зрителей, но чем дальше развивается сюжет, тем сильнее раскрывается лицемерие. Символичным элементом становится гора окурков возле Сикстинской капеллы — деталь, которая мгновенно разрушает иллюзию их возвышенного статуса.

Интересно: то, что сначала сближает зрителя с персонажами, позже вызывает отторжение. Мы ожидаем, что представители духовенства будут не просто людьми, а носителями великих идей. Однако в фильме они показаны иначе — как участники политической игры, движимые личными амбициями — и именно это разочаровывает. Оказывается, что борьба за власть в церкви мало чем отличается от политических интриг в любой светской организации.

Источник: Кадр из фильма «Конклав»
Фото

Кадр из фильма «Конклав»

Визуальный ряд «Конклава» компенсирует слабый сюжет

Структурно фильм развивается плавно, без особых сюрпризов. Почти все повороты можно предсказать, особенно если зритель знаком с жанром политического триллера. Исключение составляет одна из сцен ближе к развязке, которая неожиданно вносит метафорический элемент и дает истории ощущение присутствия высших сил.

Итак, стоит ли смотреть «Конклав»? Да, если ты любишь политические триллеры в целом, а еще — красивую картинку.

Одно из главных достоинств фильма — работа художника-постановщика. Сьюзи Дейвис, ранее работавшая над такими фильмами как «Солтберн» и «Кошачьи миры Луиса Уэйна», создала поистине потрясающий визуальный мир. В цветовой палитре доминируют синий, оранжевый, серый и красный — оттенки, напоминающие роспись Сикстинской капеллы.

При этом фрески не просто служат фоном, но и становятся частью повествования: их сюжеты отзываются в событиях фильма, придавая ему глубину. Внимательный зритель наверняка захочет поставить ленту на паузу, чтобы рассмотреть эти детали.

Источник: Кадр из фильма «Конклав»
Фото

Кадр из фильма «Конклав»

Каждая сцена выстроена с ювелирной точностью, благодаря чему многие кадры выглядят как отдельные произведения искусства. Визуальный ряд дополняется потрясающим музыкальным сопровождением. Композитор Фолькер Бертельман (Хаушка), обладатель «Оскара» за работу над «На Западном фронте без перемен», создает атмосферу с помощью тревожных, но сдержанных мотивов. Саундтрек подчеркивает напряженность происходящего, не отвлекая от основного действия.

Итог: «Конклав» — шаблонная история со своими достоинствами

В итоге «Конклав» оказывается фильмом, балансирующим между интеллектуальной притязательностью и простой, даже немного шаблонной историей. Его основное преимущество — визуальная мощь и моральные дилеммы, которые он поднимает. Если бы фильм рассказывал о политических интригах в обычном государственном аппарате, он мог бы пройти абсолютно незамеченным. Но благодаря своей специфической теме и мастерской работе художников он вызывает интерес и дискуссии.

Если Конклав заслуживает «Оскары», то совершенно точно — за игру Рэйфа Файнса, саундтрек и работу художника-постановщика. Однако вряд ли он станет триумфатором в главных номинациях. Это картина, которую стоит посмотреть исключительно ради атмосферы, визуального великолепия и редкой возможности заглянуть за кулисы одного из самых таинственных процессов в мире.

Смотрела «Конклав»? 📽