Жан-Поль Готье — один из тех кутюрье, которые покорили фэшн-индустрию без специального образования. Он — дизайнер-самоучка, с самого детства увлекавшийся модой, которая постепенно завладевала его сердцем во многом благодаря бабушке. Именно с ней он провел все свое детство, пока родители занимались карьерой. В сундуках — корсеты, на столах — модные журналы, по телевизору — яркие шоу-кабаре. Эта чарующая атмосфера не могла не наложить отпечаток на мальчика, который сразу же перерабатывал ее в свои собственные произведения модного искусства — эскизы и…плюшевых мишек в откровенных нарядах, но об этом потом.
Талант будущего дизайнера был настолько неоспорим, что когда учителя буллили его за рисование во время уроков, одноклассники вступались за юного гения. Давай посмотрим, что же этот «дрянной мальчишка», как его называли в школе, подарил нашему миру, и без каких фэшн-изобретений Жан-Поля Готье нельзя представить современный гардероб.
Ввел в моду конусообразные бра и бельевой стиль
Бельевая эстетика с Жан-Полем Готье с пеленок. В прямом смысле. В детстве бабушка разрешала ему смотреть кабаре «Фоли-Бержер» с полуголыми танцовщицами в стразах и перьях и частенько просила внука затягивать ее корсет. Так появился первый прототип знаменитого конусообразного бра — плюшевый медведь Нана, которому он приделал бра из газетных обрывков в 13 лет. На модные подиумы он перенес эту провокационную деталь только 30 лет спустя в коллекции осень–зима 1984/1985, а еще позже cone-bra стали известны по всему миру. Иначе быть не могло, ведь их надела сама Мадонна для своего мирового турне в 1990-м году. Вместе с поп-королевой, которой, кстати, он делал предложение целых три раза, они начали носить «парадные» трусы и лифы до того, как это стало мейнстримом 😄
Популяризировал морской стиль и сделал из моряков главных крашей того времени
Готье очень часто делал пародии на общеизвестные образы, вроде ковбоев, идейцев и Джеймса Бонда. А в 1984 в его модном лексиконе появились и моряки, которых он провозгласил новыми секс-символами. На ярких промо-кампейнах и подиумах красовались рельефные татуированные мужчины в тельняшках и матросках — две it-вещи того времени, выкованные именно Жан-Полем. Не без помощи Габриэль Шанель, конечно же, однако он продвинул «бретонскую полоску» в рейтинге трендов и превратил ее из предмета французской элегантности в атрибут раскрепощенности и сексуальности.
Предложил мужчинам носить юбки и начал культ андрогинности
Жан-Поль Готье не просто задавал тренды, которыми баловались фэшн-энтузиасты тех времен (и мы вместе с ними), но и в корне менял моду. В 1980-х, когда о сексуальной революции еще и не слышали, творил настоящий бунт, стирая границы между мужской и женской модой. Унисекс и андрогинность, которые особняком стоят в современной моде, во многом дело его рук. Так что за свой гардероб Tyler, the Creator, Гарри Стайлз, Kid Cudi и Оскар Айзек, не раз выходившие на публику в юбке, должны благодарить именно его. Представляешь, в своей коллекции весна-лето 1985 он нарядил мужчин не в килт (хотя это тоже было), а в самую настоящую женскую юбку по типу тех, что носят сегодняшние офисные сирены. Да уж, смелости ему не занимать.
Выводил на подиум обычных женщин
Жан-Поль ненавидел претенциозность и элитарность, которые всегда идут за ручку вместе с модой. Да, как Канье Уэст свою одежду за $20 он не продавал, но зато всегда старался делать так, чтобы на его подиум выходили не лишенные индивидуальности манекены, а «настоящие» люди, так сказать, с улицы — невысокие, полные, пестро татуированные, с пирсингом и со своими уникальными изюминками. Видеть такие типажи на подиуме, когда в моде доминировали греческие богини Иман, Инес де Ла Фрессанж и Джиа Каранджи, было как минимум необычно. «Я стремлюсь избежать склеротического клише, стереотипного поведения профессиональных манекенщиц. Мои модели не развлекают зрителей, а показывают одежду, которую может носить всякий», — говорил дизайнер.
Сделал коллаборации крупным трендом
Это сейчас мы не видим ничего необычного в том, что Дженни из BLACKPINK, к примеру, запускает коллекцию очков совместно с Gentle Monster, а вот когда это делал Жан-Поль Готье в 1980-х годах подобные творческие дуэты были для всех в новинку. Хотя задолго до него фэшн-тандемами начали увлекаться Эльза Скипарелли и Сальвадор Дали, именно Готье вывел искусство коллаборации на новый уровень. Помимо тесного сотрудничества с Мадонной, он одним из первых начал водить дружбу с крупными брендами (не только фэшн), вроде Dr.Martenes, Supreme, Evian, Levi's и Coca-Cola, одев их бутылочки в свои фирменные корсеты и тельняшки. Эту линию он продолжает и сейчас. Так, за последнее время он успел выпустить коллекции со стилисткой Лоттой Воловой, Simone Rocha, KNWLS, каждая из которых оказалась более, чем успешной.
Один из первых решился заигрывать с религией
Даже сейчас не каждый дизайнер решится шагнуть на территорию религии, а представь, какой скандал и критику вызвали коллекции Жан-Поля Готье в бородатых 80-х! На самом деле чувства верующих он никак не хотел задеть. Когда-то Жан-Поль хотел стать архитектором, поэтому не плохо разбирался в стилях архитектуры, больше всего из которых его привлекала готика. А от нее уже пошли и черные кресты с религиозными витражами европейских базилик. Так, к примеру, одно из платьев коллекции весна-лето 2007 года изображало Богородицу и младенца Иисуса с витража собора Нотр Дам. А в 2001-м он и вовсе вывел на подиму модель, явно напоминающую Деву Марию с настоящим младенцем в руках.
Стоял у истоков тренда на апсайклинг и «мусорную» моды
Сейчас рукастые модницы то и дело хвастаются своими произведениями модного искусства от платья из бутылочных крышек до юбки из старых джинсов. А кто стоил у истоков этого модного рукоделия, на котором помешались все джензеры? Опять наш любимый Жан-Поль Готье. Вместе с Пако Рабаном, создававшим платья из металла, он экспериментировал с несвойственными подиуму материалами. Например, в своей первой коллекции он показал платье из бумажных салфеток, а в 1980-м году он представил миру одежду из пластиковых пакетов. В общем, Джулия Фокс была бы в восторге.