Цвет — один из главных инструментов и, даже можно сказать, оружий режиссеров — настолько сильно он способен управлять эмоциями смотрящего. Он, будто безмолвный рассказчик, ведет зрителя по дороге с названием «сюжет», очищая препятствия, вызванные непониманием эмоций героя или общего настроения сцены.
Одним из первых свои мысли о важности цвета высказал Иоганн Гете еще в 1810 году, изложив их в своем труде «Учение о цвете». Так, согласно его теории, тандем желтого и красного на экране взывает к положительным эмоциям и чувствам зрителя: радости, счастью и бодрости. Однако сам по себе желтый — совсем другая история. Соло он идет в связке с отвращением и омерзением, теряя свои жизнеутверждающие качества.
Что до синего, обычно режиссеры используют его для того, чтобы передать грусть, тоску и меланхолию. А обилие красного в кадре выступает в роли предвестника апокалипсиса, заставляя зрителя чувствовать тревогу, страх и раздражение.
В общем, как ты уже поняла, разгадать, что в голове у героя фильма, можно уже на этапе первого знакомства со сценой, когда реплики и эмоции актера еще не успели дать о себе знать. Давай разберемся, как же корейские режиссеры интерпретируют цвета и какие смыслы им приписала история.
Основные цвета корейского кинематографа
В корейском кинематографе и культуре в целом основополагающими издревле были черный, белый, красный, голубой и желтый, получившие название обансэк (오방색, Obangsaek). Они отсылают к 5 земным элементам: воде, металлу, огню, дереву и земле соответственно. Их можно увидеть везде: на картинах, в произведениях архитектуры и, конечно же, национальной кухне.
Считается, что наличие всех цветов в тарелке с едой способствует физическому и ментальному благополучию. Взять, к примеру, бибимбап или чапче -- образцовые с этой точки зрения блюда. Именно поэтому они появляются во многих дорамах и шоу, чтобы подчеркнуть осознанность героя и серьезное отношение к своему здоровью, как было, например, в эпизоде шоу «Я живу один» с Хвасой из MAMAMOO.
Значения цветов
Белый — чистота и патриотизм
В корейской культуре белый обычно ассоциируется с чистотой, ясностью ума и самообладанием. Особенно устойчивы эти смыслы стали во время империи Чосон, где белый был маркером мудрости, спокойствия и благородства. А для конфуцианцев этот цвет был символом аскезы, поэтому они часто облачались в белые одежды.
Все это привело к тому, что белый также стал своего рода национальным цветом, символом преданности государству и его принципам. С древних времен корейцев называли «людьми, одетыми в белое». А все потому, что они всегда надевали ханбок именно этого цвета, чтобы показать свой патриотизм.
Черный
Ну, а теперь к его полному антиподу — черному. В корейских дорамах он имеет четкую ассоциацию с неизвестностью и смертностью. А традиционные корейские головные уборы черного цвета (хыннип 흑립 или санътху 상투), наоборот, намекали на ум и благородство его обладателя, так как такие шляпы могли носить лишь те, кто прошли государственный экзамен.
В последние же годы черный стал показателем утонченного стиля и элегантности.
Красный
За любовь, страсть и романтику неизменно отвечает красный цвет. Впрочем, как и везде. Его вторая коннотация — война, беспощадность и жестокость. Но в сочетании с голубым или синим он приобретает уникальный для корейской культуры подтекст, отсылая к балансу мужской и женской энергии — инь и ян. Это и есть причина, по которой флаг страны окрашен именно в эти цвета, а обрученная пара частенько выбирает красно-голубые наряды для свадьбы. Вспомни хотя бы чудесные образы Ли Сына и Син Чхегён из дорамы «Дворец».
Позже, во времена корейской войны в 20-м веке, красный стал ассоциироваться с коммунизмом. Но все же, в корейских дорамах этот цвет преимущественно используется в романтических сценах для передачи накала страстей, происходящего между героями.
Розовый цвет
Современная Корея не отошла далеко от распространенного в мире убеждения, что розовый — цвет феминности и абсолютный моветон для гардероба мужчины. В основном его носят представительницы женского пола, а парни намеренно обходят стороной.
Однако во времена империи Чосон розовый был таким же распространенным цветом на одеждах мужчин, как черный или белый. Мы даже больше скажем — в то время розовый, голубой и другие пастельные тона были самыми популярными оттенками, которые носили элита и высшие представители Конфуцианства.
Поэтому, как бы хорошо ни выглядели женские персонажи в розовых ханбоках, этот цвет — не их исключительное право.
Другие цвета
В Корее зеленый отсылает к развитию, процветанию и новым начинаниям, как и везде. Это во многом объясняет, почему большинство зданий крупных компаний окрашены именно в этот цвет.
А желтый сигнализирует об элегантности, благородности и в то же время невинности и чистоте. Он также используется для подчеркивания радостных переживаний героя или же намекает на зарождение любовных чувств, не испорченных ссорами, ревностью и другими проблемами общего быта.
Как, например, в эпизоде свадьбы Сон Ма Рин и Ю Со Джуна в дораме «Завтра с тобой». Их инфантильные желтые зонтики намекают на их по-детски чистую влюбленность. В менее распространенных случаях, как и в западном кинематографе, желтый может служить предупреждением об опасности. А его более нишевое значение — деторождаемость, фертильность и материнство.
Как ты узнала, психология цвета в корейском кино отличается уникальными смыслами, но многие моменты все-таки переплетаются с их традиционными значениями. Красный — незаменим в своей функции возбуждать зрителя и накалять атмосферу, а желтый — становиться символом опасности и беды.