Без лишних слов: рецензия на мультфильм «Поток»
Фото

theGirl

Европейский мультфильм «Поток» претендует на «Оскар» в двух номинациях — «Лучший анимационный фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке», и это тот случай, когда хочется, чтобы лента, созданная режиссером, сценаристом, продюсером, оператором, композитором, художником и монтажером Гинтсом Зильбалодисом, взяла обе награды. Тем не менее, и говоря об этом фильме, есть до чего докопаться. Но обо всем по порядку.

Отсутствие сил антагонизма в фильме «Поток»

Действие разворачивается не по привычному для игровых и анимационных картин сценарию. Здесь нет как такового антагониста, все препятствия героям создает стихия — вода в мультфильме играет отдельную, самую неоднозначную роль. Проблемы у персонажей соответствующие — это не какие-то личные перипетии (хотя и без них не обошлось, но это не первостепенно), а выживание. То есть перед нами что-то вроде фильма-катастрофы, только анимационного.

Все происходит в очень интересном вымышленном мире, из которого куда-то исчезли люди, оставив жилища и огромные статуи кошек. Причем совсем недавно — они будто в разгар бурной деятельности побросали свои дела и просто пропали, и теперь там обитают только животные. Что конкретно произошло — мы не узнаем, но такой сеттинг определенно оставляет простор для различных интерпретаций.

Без лишних слов: рецензия на мультфильм «Поток»
Фото

Кадр из мультфильма «Поток»

По сюжету черный кот ведет обычную кошачью жизнь и однажды, когда он просто пытается украсть рыбу у собак, все переворачивается с ног на голову. Происходит глобальное наводнение. Чтобы спастись, ему необходимо научиться жить в мире и согласии с другими животными в одной лодке.

Персонаж подключает к себе мгновенно. Одного первого «мур» черного котика достаточно, чтобы в него влюбиться. Дальше мы не перестаем переживать за его жизнь, когда за ним гонятся собаки, а от приближающейся волны и вовсе захватывает дух и возникает ощущение ужаса, как и в другие моменты, когда герой оказывается под волной — настолько убедительно показана беззащитность маленького кота перед стихией.

История захватывает от начала до конца, за исключением, возможно, небольшой просадки где-то в середине — все же возможный арсенал опасностей уже начинает исчерпывать себя. Однако авторы все равно находят возможность развлечь аудиторию, а красивая тревожная музыка умело направляет эмоции зрителей и дает понять, что что-то сейчас начнется.

Всемирный потоп и разнообразные типажи в мультфильме «Поток»

Несмотря на то, что в основе явно лежит архетипичный сюжет о Всемирном потопе, наблюдать за такой его версией очень интересно. На наших глазах животные переживают трансформации — учатся быть дружелюбными, делиться. Страх друг перед другом постепенно перетекает в желание помочь, а после — в совместные игры.

Без лишних слов: рецензия на мультфильм «Поток»
Фото

Кадр из мультфильма «Поток»

Интересно, что все герои представляют совершенно разные типажи. Перед нами кот, который пытается быть сам по себе, собака, привыкшая жить в группе, лемур, живущий материальными ценностями и неспособный бросить свои побрякушки даже при смертельной опасности, и прочие. Все разнообразие делает историю объемной, а дополняет ее прекрасная рисовка. Вся природа перед нами совершенно живая, очень натуралистичная, и продумано все до мелочей, даже круги и рябь на воде — отдельное произведение искусства.

Прекрасно и очень узнаваемо переданы повадки кота, как и остальных животных. Наблюдать за всем этим живым, дышащим разнообразием — одно удовольствие.

Торжество реализма

В мультфильме нет слов, только лай, мяуканье, всевозможные шорохи и прочие звуки флоры и фауны. Однако разговоры здесь и не нужны — настолько понятно все свои эмоции доносят животные. Кроме того, этот подход сделал картину очень реалистичной и достоверной — ощущение присутствия возникает еще более явное, чем при просмотре обычных мультфильмов с говорящими животными.

Без лишних слов: рецензия на мультфильм «Поток»
Фото

Кадр из мультфильма «Поток»

Однако не обошлось и без некоторых условностей кино, этаких поддавков. Например, кот уж очень хорошо себя чувствует под водой и спокойно охотится за рыбой; животные сначала практически не могут управлять лодкой, поэтому необходимые объекты — от редких оставшихся на поверхности воды строений до растущих бананов — возникают на пути героев как по волшебству, просто из-за того, что так нужно автору. Но все это мелочи, на которые можно закрыть глаза — все же перед нами не документальное кино, и это вполне уместные допущения.

Но что же с этой картиной не так? История, рассказанная в формате мультфильма, на самом деле не такая уж и детская. Конечно, нельзя сказать, что она непонятная — она, скорее, многослойная, и каждый увидит столько, сколько сможет или захочет. Но это — плюс для взрослых, а вот детям картина едва ли будет очень интересна. Впечатления от первого очарования начнут быстро угасать, а за ними останется достаточно медленный, вялотекущий сюжет, привычного развлечения в котором не так много.

Естественно, это не однозначный минус. «Поток» — это притча, красивое, тонкое фестивальное кино, которое непременно порадует эстетов и любителей подумать. Но это не детский мультфильм в привычном понимании. Как бы то ни было, лента заслуживает внимания и своих номинаций на «Оскар».