Думаешь, высокая самооценка гарантирует всеобщую любовь и успех во всем и всегда? Вообще-то, гораздо важнее другое. Что именно? Читай колонку психолога Оксаны Фадеевой.
– У меня проблемы с самооценкой, – говорит подруга. – Самооценка должна быть высокой. А еще лучше – немного завышенной. Тогда мне море по колено.
Хорошая самооценка нынче почитается за капитал – почти как собственное жилье в пределах третьего кольца. Или, на худой конец, как антидепрессант без побочных эффектов. Выпил – и свободен от терзаний. И где такую дают?
– Немного завышенная – это как? – уточняю я.
Подруга начинает рассказывать про коллегу. По ее словам, девушка доверила важную работу левому подрядчику, подрядчик подвел. Все ходили на ушах, а девушка просто сказала: «Ну да, и на солнце бывают пятна». Вот это самооценка!
Девушку, кстати, потом уволили.
Я пытаюсь представить, что творится в душе человека, который напортачил, а ему хоть бы хны. У меня получаются два варианта.
Либо он не понимает, что натворил, и значит, он плохо тестирует реальность.
Либо не в курсе, как теперь себя следует вести.
Иными словами, у человека проблемы, а вовсе не здоровая самооценка. Хотя я, кажется, начинаю понимать, чего бы на самом деле хотелось моей подруге.
– А ты бы как повела себя в такой ситуации? – уточняю я.
– О, я, бы, наверное, умерла.
И здесь начинается совсем другая история.
Есть хрестоматийный пример про полковника Сандерса, жарившего курицу по особому рецепту. Он хотел продать этот рецепт, но ему снова и снова указывали на дверь. Полковник был немолод. Наверняка он понимал, что его время и силы однажды закончатся.
И все равно, несмотря на отказы, он продолжал искать своего покупателя. В результате этой настойчивости появилась сеть ресторанов быстрого питания, где кормят курицей. Полковник разбогател.
Я не знаю, было ли так на самом деле, да это и не важно. Важно лишь то, что некоторые из нас довольно стойко переносят неудачи и готовы гнуть свою линию, невзирая на препятствия. А некоторые ломаются, даже не попробовав. Им достаточно вообразить себе отказ, критику или даже неодобрительный взгляд, чтобы впасть в ступор.
И дело не в том, что люди из первой категории ценят себя высоко, а из второй – слишком низко. Отнюдь.
И те, и те могут относиться к себе с искренней симпатией. Оказывается, одной симпатии недостаточно.
Должна еще быть стойкость, позволяющая не распадаться на части при мысли о неуспехе. Высокая толерантность к жизненным трудностям. Вот о чем на самом деле мечтает моя подруга.
Я вспоминаю, как сложно ей было искать работу. Как она рассказывала, что каждый отказ казался ей ударом под дых, и она спрашивала себя, сколько сможет выдержать еще. По ее словам, она, наверное, такой родилась.
И это, в общем, правда. Количество стойкости – это, грубо говоря, врожденная характеристика, которая сама по себе меняется разве что в худшую сторону. Даже самая крепкая из нас в конце концов отпустит руки, если будет снова и снова натыкаться на обломы.
Но кто-то справится с двадцатью, кто-то с тремя, а кто-то сделает все возможное, чтобы избежать даже одного. Прокрастинаторы, лентяи, созерцатели и дауншифтеры – всех их объединяет парализующий страх, который можно описать следующим образом: «Если я столкнусь с препятствием, я этого не перенесу».
И правда – бывает, что и не переносят. Кто-то заболевает физически, кто-то уходит в депрессию, а кто-то грызет себя за безволие и слабость, не замечая, что самооценка стремится к нулю. И как тут засучить рукава, чтобы начать все сначала? Никак. Круг замкнулся.
Нас таких много, это факт. Чудеса стойкости на самом деле демонстрирует куда меньшее число людей, чем это кажется по картинкам в инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация). Я уверена, что большинство моих подруг (да и я сама, чего уж там) попросили бы у деда Мороза не шопинг со стилистом, а толерантности к неудачам, если бы верили, что он может принести ее под елку. Шопинг – это рыба, а толерантность – это сеть, которой можно наловить много-много этой рыбы. И сеть эта не порвется даже в самый сильный шторм.
Но есть и хорошая новость. Стойкость, если ее нам не выдали при рождении, можно создать искусственным путем. Приблизительно так же, как мы компенсируем плохое зрение с помощью контактных линз.
Это вообще универсальный психологический закон: все, чего не досталось, можно слепить из подручных средств.
Собственно, одна из задач психотерапии и состоит в том, чтобы проводить ревизию имеющихся ресурсов и закрывать с их помощью лакуны и бреши. Это работа, что называется, штучная – только индивидуальный пошив. И главное – ее не могут заменить разовые супермотивирующие тренинги. Да, тренинг позволит понять, как много у тебя амбиций. Но уже на выходе из зала тебя подкараулит все тот же страх неудачи.
Но, пожалуй, у меня все-таки есть два рецепта, которые можно попробовать без психолога.
Первый – это по-взрослому переосмыслить категорию неуспеха. Не «катастрофа», а обычная работа. Не «тотальная ошибка», а необходимый опыт. Если заранее запланировать пятьдесят неуспешных шагов, то ощущение «о, ужас, я погибаю» сменится на более стабильный деловой настрой.
Движение вперед не всегда сопровождается аплодисментами. И если отказаться от иллюзий, будто все должно получаться на «ура», толерантность к неудачам подрастет.
Второй – это прекратить смаковать собственное невезение. На самом деле нет никакой необходимости вспоминать, с каким выражением лица тебе отказали в должности или в каких конкретно терминах твой преподаватель высказал свое «фи».
Неприятное событие длилось в реальности максимум несколько минут, но в твоей голове оно может занимать часы и дни.
Подумай, куда на самом деле уходят твои силы – на продуктивную деятельность или на «анализ» неудач? Если верен второй вариант, учись говорить себе «стоп» и переключать внимание на конкретные дела. Можно даже пообещать себе, что подумаешь об этом когда-нибудь после. Когда все наладится.
В завершении хочу сказать, что рост стойкости очень приятен. Вот прямо физически. Ты чувствуешь себя цельной, складной, ловкой. Эти изменения видны со стороны, и создают репутацию волевой и успешной особы.
А главное, как только ты начинаешь действовать «вперед страха», число успешно решенных задач с неизбежностью растет. А вместе с ними растет и самооценка, причем без малейших усилий.
Ведь ценить себя высоко гораздо проще благодаря, чем вопреки.