Фильм Стаси Толстой «Семейное счастье» вдохновлен одноименным романом Льва Толстого, но это не классическая экранизация. Это попытка через классическую прозу поговорить о вещах, которые остаются актуальными: о личных границах, обманчивой романтике неравных отношений, взрослении и утрате иллюзий. И, пожалуй, самое сильное в этом фильме — то, что он не дает четких ответов. Он заставляет задуматься и, возможно, пересмотреть свое представление о счастье в паре.
Любовь — не панацея
Главная героиня Маша (Евгения Леонова) — юная девушка, которая после смерти родителей оказывается под опекой Сергея Михайловича (Евгений Цыганов), взрослого, уважаемого мужчины, благородного и сдержанного. Их отношения развиваются по канону викторианской романтики: интеллектуальные беседы, прогулки по саду, робкие взгляды, постепенное сближение. И, как водится, брак. Но сказка заканчивается сразу после свадьбы.
Реальность оказывается совсем не той, о которой мечтала героиня. И если раньше она смотрела на супруга снизу вверх — как на старшего, умного, опытного, — то теперь в ней просыпаются личные желания, потребности, стремление к независимости. И именно тогда отношения начинают рушиться.
Этот надлом в фильме показан удивительно честно и тонко. Без ярких ссор, без откровенных катастроф — но с растущей тревогой, молчаливым отчуждением, потерянностью в глазах героев. И это самая сильная сторона картины: она не кричит о проблемах, а шепчет. А ведь именно так часто и рушатся настоящие браки — не громко, а тихо.
Классика с вкраплениями современности в фильме «Семейное счастье»
Стася Толстая, не в первый раз обращающаяся к темам любви и поиска себя (вспомним ее дебют «Тайное влечение»), здесь показывает, насколько уверенно она чувствует женскую психологию. Ее Маша — не картонная девочка, влюбившаяся не в того. Она — настоящий человек, растущий на экране. В начале — наивная, восторженная, глядящая на мир широко открытыми глазами. К финалу — почти трагическая фигура, разочарованная и взрослая. Толстая делает акцент именно на внутреннем пути героини, превращая, казалось бы, устаревшую любовную историю в современную притчу о самоопределении.
Стоит отметить и визуальную работу. Картинка — выверенная, с атмосферными интерьерами, приглушенными тонами, почти музейной световой гаммой. Это не просто костюмная драма, это попытка воссоздать эстетику XIX века. При этом если первая половина картины своей атмосферой напоминает советские экранизации классической литературы, то во вторую местами резко вторгаются современные элементы — музыка, очень выбивающаяся из общего ряда сцена бала или момент с примеркой платьев. При этом они не вредят общей драматургии и лишь подчеркивают эмоции персонажей.
«Хотелось создать историю вне времени, не делать акцент на том, в каком веке мы существуем, и к какому году принадлежит музыка. Хотелось смешать зрителя с ощущением безвременья… Это же история про любовь, а она дурная. Она сегодня такая, завтра другая. Сегодня Моцарт, завтра Федук», — сказала на этот счет постановщица Стася Толстая, добавив, что «современные» песни, которые звучат на экране, — это, на самом деле, романсы, тексты которых положены на музыку современных авторов.
Блестящая актерская игра в фильме «Семейное счастье»
Евгений Цыганов, как и всегда, играет тонко и с достоинством. Его Сергей Михайлович — не монстр, не агрессор, но человек, не готовый признать, что любовь требует перемен. Он хочет сохранить все так, как его устраивает, и не замечает, как теряет Машу. Цыганов не играет эмоции — он их проживает, и за это ему хочется сказать отдельное спасибо.
Открытием стала Евгения Леонова — актриса с мягкой энергетикой, идеально подходящей для образа Маши. В ней нет театрального девичества, которое порой приписывают героиням Толстого. Ее героиня — современна, даже в тех сценах, где звучит неактуальная сегодня речь. Она вызывает эмпатию, а не снисходительное умиление. Зритель растет вместе с ней.
«Семейное счастье» — фильм неспешный, камерный. Но именно в этом его сила. Это история про то, что брак — не венец любви, а начало сложной, честной, порой мучительной работы. Что никакие благие намерения не спасут отношения, если в них нет уважения к личности. Что любовь — это не пожизненное восхищение, а умение слышать другого.