Способность людей к творческому мышлению принято оценивать с помощью теста на ассоциации. У него есть много разных вариаций, но все они сводятся к одному: нужно дать обобщающее слово для группы мало связанных друг с другом понятий. Например, в тесте по этой ссылке надо поразмышлять над набором «мороженое – кататься на коньках – вода». Объединяет их слово «лед». Есть задания попроще (начинаются с «very easy»), есть посложнее (от «hard» и дальше). Чем легче ты справляешься с трудными сочетаниями, тем более развита твоя креативность.
Именно такой тест и проходили участники исследования под руководством Эммы Тредголд из Университета Центрального Ланкашира. Ученым стало интересно, как прослушивание музыки влияет на творческие процессы в нашем организме. Всего было три эксперимента с разными условиями. В первом задействовали 30 человек, они проходили тест в двух местах: в тихом и там, где играла музыка на незнакомом языке.
Выяснилось, что люди лучше справлялись с заданиями тогда, когда находились в тишине.
Второй эксперимент проводился среди 18 участников в тихом месте и в помещении, где играла музыка без слов. Опять же, результаты теста были выше у тех, кто проходил его в комнате без посторонних звуков. В качестве третьего эксперимента ученые сравнивали тихое место с записанным заранее библиотечным шумом и место, где играла знакомая всем 36 участникам музыка. Песни снова снижали производительность участников, а вот тихое помещение, наоборот, ее повысило.
Интересно, что производительность оставалась прежней, даже если испытуемые сами предупреждали, что отдают предпочтение учебе под музыку.
Таким образом, в ходе трех экспериментов ученые выяснили, что музыка ухудшает нашу способность к обработке текста. Песни не просто играют на фоне, а передают в мозг информацию, которая перегружает рабочую память. Есть ли в мелодии слова и знаком ли язык, не играет совершенно никакой роли.
Любопытно, что шум библиотеки благотворно влияет на нашу производительность: он воспринимается как фоновый, и поэтому почти не отвлекает.
Еще один способ проверки способностей к творческому мышлению – задача на альтернативные применения. Человеку дают любую вещь, а потом просят назвать как можно больше способов ее применения. Креативность оценивается по тому, насколько далеки предложенные способы от самых очевидных.