По словам режиссера Франсуа Трюффо, Хичкок был «художником тревоги». И дело не только в том, что он мастерски создавал в своих картинах напряженную атмосферу ожидания неизбежного. Оказывается, великий и ужасный мастер триллеров и саспенсов сам страдал от постоянных фобий, причем довольно странных.
Их же он воплощал в своих фильмах, доводя зрителей до ужаса. «Единственный способ избавиться от моих страхов — снимать фильмы о них», — такой мотив преследовал Альфред Хичкок. Что именно так пугало мастера кино? Сейчас расскажем! 👇🏻
Страх куриных яиц и птиц
Никакой яичницы на завтрак! Пожалуй, самой необычной фобией режиссера была овофобия, то есть страх яиц. «Я боюсь яиц. Даже хуже — они мне отвратительны», — сказал он итальянской журналистке Ориане Фаллачи в 1963 году.
«Вы когда-нибудь видели что-нибудь более омерзительное, чем желток, разливающаяся желтая жидкость? — спросил он Фаллачи. — Кровь веселая и красная, но яичный желток — желтый и отталкивающий». В итоге за 80 лет жизни Хичкок не съел ни одного яйца. Скорее всего, именно из этой фобии и «вылупились» его жуткие «Птицы» в 1963 году 😅
Боязнь высоты
«Мастер саспенса» не зря подарил нам культовый фильм «Головокружение» 1958 года. Он сам, как и главный герой картины детектив Джон Фергюсон, страдал от головокружений и навязчивого страха высоты. С помощью визуальных эффектов Хичкок максимально подробно передал состояние Джона. Возможно, это была попытка объяснить, почему что-то столь обыкновенное, как высота, может быть таким ужасным для людей, которые страдают от акрофобии.
Хотя герой фильма и способен без колебаний преодолевать препятствия на своем пути, обладая впечатляющей силой характера, есть вещи, которые ему не подвластны, а именно — боязнь высоты. По мере развития сюжета, Хичкок нагнетает обстановку, чтобы усугубить ситуацию и усилить ощущение ужаса. Чего только стоит сцена, где сыщик Джон в попытках забраться на крышу здания в итоге срывается и сползает все ниже и ниже настолько, что его жизнь висит на волоске. В этот момент мы смотрим вниз как бы его глазами, тут даже у зрителей земля уходит из-под ног. Кстати, в 1977 году Мел Брукс даже снял фильм под названием «Страх высоты», ставший пародией на шедевры Хичкока!
Боязнь полицейских
Альфред Хичкок панически боялся стражей порядка (а ведь у него даже не было проблем с законом)! Дело в том, что как-то в детстве в качестве наказания за проступок отец отвел Альфреда в местный полицейский участок и оставил на несколько часов в камере. Эта ошибка родителя стала роковой. Впоследствии режиссер всю жизнь боялся, что его могут по ошибке арестовать и запереть навсегда.
Порой страх доходил до абсурда. К примеру, чтобы лишний раз не иметь дело с полицейскими, режиссер даже не пытался научиться водить машину. Осторожность, конечно, хороша, но тут он явно переборщил. Надеемся, что на твоем пути никакие страхи не станут преградой ✊🏻
Страх перед женщинами и сексом
Даже всеобъемлющая любовь Альфреда Хичкока к своей жене Альме Ревилль не смогла исцелить его от страха перед противоположным полом. Он страдал из-за чрезмерной полноты, отчего и появились многие комплексы. «Мастер саспенса» был искренне убежден, что ни одна женщина никогда не сможет его полюбить. Отсюда и боязнь близости: Хичкок оставался девственником вплоть до 25 лет, пока не встретил свою единственную.
Подавленные желания художник воплощал в своем творчестве. Не просто так ведь в его фильмах было такое разнообразие ужасающих кадров с девушками. К примеру, взять «Психо» с его знаменитой сценой убийства в душе. Чаще всего доставалось блондинкам, которые казались Хичкоку наиболее недосягаемыми, потому и вызывали у него особый ужас 🤷🏻♀️
Недоверие и ненависть к людям
Не только женщинам доставалось от «художника тревоги». Он не любил людей в целом, вне зависимости от пола. В силу своей закомплексованности он еще в детстве был одинок, отчего начал питать страх и ненависть к окружающим. Став успешным режиссером, он демонстративно отказывался от званых ужинов и вечеринок. Более того, современникам Альфред Хичкок запомнился как автор жутких пранков.
К примеру, актера сэра Джералда Дю Морье он однажды пригласил на бал-маскарад. Как ты могла догадаться, ничего подобного не намечалось, вечер предполагался совершенно обыкновенным. В итоге дю Морье оказался единственным человеком в забавной одежде. Следующая шутка еще «лучше» прежней. Однажды Хичкок притворился, что потерял ключ от наручников, которыми были связаны актеры. С обещанием, что обязательно найдет способ их освободить, ушел и не вернулся. Представляешь? 😕
Страх неотвратимо надвигающейся опасности
В дополнение к ужасу перед хранителями закона возникло и постоянное ожидание неминуемой расплаты. Здесь тоже свою роль сыграла детская травма. В возрасте семи лет его отправили получать образование в иезуитском колледже святого Игнатия. Садисткие наказания, которым подвергались там ученики, на всю жизнь запомнились Хичкоку.
Не в этом ли фишка полюбившегося нам хичкоковского саспенса — ожидание неотвратимо надвигающейся опасности? Он стал первооткрывателем идеи о том, что куда страшнее серийных убийц или одичавших животных может быть пробирающее до дрожи ожидание встречи с ними. Тревога от осознания своего скорого конца, наказания за совершенные грехи, — вот главное орудие, которым нужно щекотать нервы зрителя 🤯
Страх хаоса
Знакомо ли тебе вечное желание все контролировать? Если да, то поздравляем! У тебя тоже есть что-то общее с гением, подарившим нам самые культовые триллеры. Правда, связано это было не столько с желанием обладать властью над другими людьми, сколько банальным страхом беспорядка и суеты.
В попытках довести все до идеала, Хичкок стал напоминать надзирателя: он требовал беспрекословного следования его указаниям. Нередко режиссер и вовсе переходил черту дозволенного, вмешиваясь в личную жизнь актеров. Звезда его легендарного «Психо» как-то поделилась, что тяга к тотальному контролю у Хичкока была так сильна, что он сам решал, какую помаду ей стоит носить. Надеемся, у него был хороший вкус в этом деле 😅