Пик популярности глянцевых журналов пришелся на девяностые и нулевые: звезды и модные дизайнеры со всего мира занимали очередь, чтобы попасть на обложку модного издания. Но с развитием интернета принт стал уже не так привлекателен — в первую очередь для читателей. Однако это и дало новые возможности для развития издательского дела.
Принт или диджитал — c чего все начиналось?
Большинство российских глянцевых изданий появилось в 90-е годы прошлого века. С начала 2000-х глянец уже прочно удерживал лидирующую позицию как единственный авторитетный источник информации о моде, красоте, стиле жизни, открытиях и путешествиях, о значимых мировых событиях и новостях шоу-бизнеса и из жизни звезд.
Тремя китами медиаиндустрии того времени были телевидение, радио и печатная пресса. Каждый работал в своем жанре, и явных пересечений не было — аудитория смотрела, слушала и читала.
Не имевшая прямого конкурента печатная пресса владела монополией в этой части рынка, а это открывало много возможностей для развития — и эксклюзивный контент, и приоритет в получении денег от рекламодателей. Большие бюджеты открывали перед перед издательскими домами возможности для творчества, новых форматов и экспериментов, все выше поднимая планку качества индустрии.
С появлением интернета правила игры изменились. Сначала, конечно, конкуренция с диджитал-сферой не была такой острой: долгое время блогеры и интернет-СМИ сильно уступали прессе в качестве и количестве контента. Эксклюзивные новости, дорогостоящие съемки, репортажи и интервью с уникальными героями онлайну были пока недоступны. Ситуация стала меняться, когда всеобщая цифровизация подтолкнула печатные медиа к созданию собственных сайтов.
Но коренной переворот в медиасфере произошел с запуском социальных сетей. Количество блогеров возросло в сотни раз, причем в глазах читателей они стали выполнять функции журнальных и газетных редакций. Классические СМИ и все крупные игроки рекламного рынка поняли, что блогеры могут выступать рупором для своих аудиторий — и это стало новой главой в их взаимоотношениях.
Лидерам мнений открылся доступ к эксклюзивному контенту, который до этого получала лишь пресса. Столкновение принта и диджитала стало точкой переосмысления роли глянца в современном мире.
Эстетика, польза и качество: почему мы продолжаем создавать и покупать журналы?
Сейчас практически у каждого печатного журнала есть сайт (и часто это самостоятельное полноценное медиа) и паблики в соцсетях. Чтобы оставаться востребованными в формате бумажной версии специалисты издательского дела стремятся сделать каждый выпуск самобытным, запоминающимся и оригинальным. Постулатами в создании печатной продукции выступают максимальная полезность и исключительность информации для читателя, качество материалов, а также коллекционность изданий.
Глянцевые журналы по содержанию стали ближе к книжной продукции — качественно, долговечно, полезно и очень красиво. Создают рубрики и колонки, разрабатывают спецпроекты с тем же вниманием и уважением, что и романы. Кроме того, сами потребители, окруженные информационным шумом, к выбору журнала подходят более осознанно: тратят деньги на то, что отвечает их внутренним запросам, а не случайно попадается в бесконечной ленте.
Особую любовь и привязанность к печатной продукции испытывают из-за ее материального воплощения. Важно все: текст размещен на бархатной или глянцевой бумаге, формат страницы А4 или выполнен в экспериментальной форме, запах журнала — аромат тиража из печати или можно в нем услышать нотки парфюмерной коллаборации с одним из брендов? Именно такой подход к типографии подкупает эстетов.
Журнал как искусство — еще один фокус издателей. Над созданием глянцевого журнала трудятся команды креаторов, дизайнеров, художников и иллюстраторов, наполняя его смыслами и воплощая смелые визуальные решения. Теперь на обложках размещают не только лица известных людей, но и настоящие произведения искусства, а внутри можно увидеть фотографии с фэшн-съемок и прочитать эксклюзивные отрывки бестселлеров. И пока кто-то покупает картины для своих коллекций, прессофилы ищут самые интересные и необычные печатные издания.
Получается, печатные журналы не только востребованы, но и имеют хорошие перспективы в направлении премиального контента. Многие компании сейчас обращаются в издательства с запросом на создание собственных подарочных изданий, чтобы запечатлеть свою историю и делиться ей с широкой аудиторией.
Об актуальности печатной журналистики в оцифрованном мире задумались и молодые творцы. С 29 июня по 6 июля 2023 года в Академии творческих индустрий «Меганом» (проект «Таврида.АРТ») в Крыму прошел очный модуль образовательной программы «Издательское дело», объединившей молодых профессионалов индустрии со всей России. В течение недели участники совместно с экспертами медиакомпании Shkulev Media Holding создавали с нуля журнал «Таврида.АРТ».
«Журнал „Таврида.АРТ“ — главный медиа-продукт всей экосистемы арт-кластера „Таврида“. Он создан руками, идеями и стараниями молодых творцов со всей России. Это журнал от молодежи и для молодежи, голос арт-поколения и продукт, раскрывающий и формирующий культурный код современности. Мы объединяем экспертов, резидентов, мастеров арт-кластера и молодых творцов в равноценном и полезном диалоге „от лучших — лучшим“, а наши герои и звездные наставники — часть нашей команды. Мы вдохновляем молодых людей на творческие свершения и рассказываем об этом, пишем о тех, кто пишет будущее, а это всегда интересно!» — рассказала издатель, бренд-директор Marie Claire, Psychologies и «Вокруг света», преподаватель курса в области издательского дела Алена Ткач.
По итогам программы журнал «Таврида.АРТ» будет представлен на фестивале в августе, а лучших участников попадут в редакционную команду «Таврида.АРТ» и смогут претендовать на стажировку в Marie Claire, Psychologies и «Вокруг света».