Ведь это такая светлая и благородная идея! Она же про свободу каждого, про терпимость и принятие, правда? Правда – в идеале. Но мир – штука несовершенная и ну очень далекая от идеала. Не в последнюю, кстати, очередь стараниями людей, каждого человека. Вон тот прохожий на улице, соседка из квартиры напротив, твоя лучшая подруга, ты сама – каждый из нас причастен. Особо толерантные, к слову, ничуть не исключение.
Толерантность нынче в моде – о ней много говорят и пишут, ее активно продвигают в обществе, за нее с упоением топят самые преданные и азартные сторонники идеи. Одни отчаянно борются за права каких-нибудь меньшинств, другие призывают ценить, любить и уважать свободных и независимых женщин, третьи в принципе готовы вписаться в любой подвернувшийся спор по теме.
Потому что мы же такие современные, такие прогрессивные, мы же за мир во всем мире и готовы до хрипоты и чуть ли не до последней капли крови защищать всех обделенных и обиженных. Капля крови, на минуточку, будет, конечно, не наша – а тех отсталых индивидов, которые не идут в ногу со временем, застряли в своем Средневековье и вообще, кажется, не шибко-то умные. Не то что мы, умницы, человеколюбы и просто солнышки.
Так, стоп. Рекламная пауза. Что такое «толерантность»? Только здесь и только сейчас! Три по цене одного! Во-первых, давай заглянем к признанным авторитетам по правам человека. Вот что про нее, родимую, говорят в ЮНЕСКО: «...проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Теперь во-вторых. Почитаем, что пишут в учебнике по этнопсихологии: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям».
Ну и на сладкое полистаем Философский энциклопедический словарь: «…терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения».
Заметила? Везде почему-то говорится о праве на собственное мнение, о сотрудничестве и диалоге. И самое интересное — никакого навязывания своей точки зрения. Упс! А мы-то тут, видите ли, просвещением занимаемся, вдалбливаем в головы неразумных великие истины… Что же получается, против своих же идеалов и выступаем? А оказывается, эти неразумные вовсе не обязаны холить и лелеять круглое, если им больше нравится квадратное.
Более того, те самые якобы (или даже не якобы) угнетенные, за права которых боремся, совсем не обязательно все как один невинно обиженные — пусть не большинство, но многие из них давно приспособились грамотно пользоваться трендом на толерантность и получать плюшки именно благодаря своему удобному статусу «униженных и оскорбленных». А это уже — сюрприз! — вполне себе дискриминация по отношению к тем, у кого такого не имеется. Вот так фокус, да?
Думаешь, на этом все? Нетушки, есть еще один скользкий момент. Что такое «дискриминация», помнишь? На всякий случай напоминаем: это не обязательно лишение кого-то каких-либо прав, но и «всего лишь» предвзятое, негативное отношение к человеку или группе людей, которые чем-то якобы хуже, чем ты, например. То есть, пока ты уверена в собственном превосходстве и считаешь свое мнение истиной в последней инстанции, а всех, кто его не разделяет, дремучими, недалекими и недостойными, ты, подруга, топишь не за толерантность, а за дискриминацию. Вот теперь можем расходиться и много думать :)
А чтобы не было совсем грустно, вот тебе забавная и поучительная байка. Давным-давно, веке то ли в XII, то ли в XIII, в парижском суде рассматривалось дело: некий парламентарий во время беседы так активно жестикулировал и размахивал руками, что ненароком ударил по носу стоявшего рядом человека. Этот человек подал на обидчика в суд. Эмоциональный парламентарий заявил: «Я имею право размахивать руками!» На что мудрый судья ему ответил:
«Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».