Вечно пасмурный Гриндейл, населенный ведьмами и разного рода нечистью, соседствует с Ривердейлом, где и без Темного Повелителя царит настоящий ад. Попасть из одного в другой можно меньше чем за пару часов: садись в машину и скоро будешь на месте.
Только вот почему-то никто из жителей ни одного из городков пока не отважился на такую поездку. Города будто существуют в двух разных вселенных, хотя общего у них на самом деле гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Так что давай разбираться, почему кроссовер между «Ривердейлом» и «Сабриной» — это отличная идея; из чего состоят оба сериала и чем всех так цепляют существующие в этих вселенных персонажи.
Вначале был комикс…
Герои «Ривердейла» и «Леденящих душу приключений Сабрины» ожили на экране такими, какими мы их знаем, совсем недавно, но вот образы их были созданы еще в первой половине XX века. В декабре 1941-го в Америке вышел первый яркий комикс, рекомендованный для чтения ученикам младшей и средней школы, и назывался он «Арчи». Рыжеволосый Арчибальд Эндрюс и его друзья — вечно голодный Джагхед, избалованная Вероника и мечтательница Бетти — пришлись по душе юным читателям, и комиксы этой серии быстро обрели популярность. От выходивших одновременно Marvel и DC их резко отличали именно персонажи. Они были обычными, под стать своей целевой аудитории, школьниками. Не превращались в супергероев, не спасали мир, не вступали в тайные организации. Можно было читать, посмеиваясь над неловкими ситуациями, и осознавать, что те же самые вещи ежедневно происходят и с тобой. Правда, долго на обычных историях не продержишься, особенно когда у тебя многомиллионная аудитория, которая жаждет продолжения (комиксы, как ты знаешь, читаются ну очень быстро).
Поэтому постепенно у «Арчи» стали появляться фантастические ответвления: «Вампироника» — о борьбе вампирши Вероники и истребительницы Бетти, «Загробная жизни Арчи» и, конечно, те самые приключения Сабрины, от которых леденеют наши души. Поначалу она появилась как второстепенный персонаж в Ривердейле. Маленькая ведьмочка, которая была способна одним движением пальца разрешить все проблемы местных жителей. Ее образ тоже приглянулся читателям, поэтому вскоре у Сабрины возникла собственная серия комиксов. Называлась она «Сабрина — маленькая ведьма», и если ты смотрела одноименный сериал, который вышел на экраны в конце 90-х, то ничего не пропустила и не потеряла, потому что он повторяет большую часть сюжетных поворотов из комиксов. Да, изначально в «Сабрине» превалирует легкое доброе волшебство, а не ужасы и ритуалы темной магии.
…Да и в конце тоже
Перед тем как Netflix дропнул первый сезон «Сабрины», главный сценарист сериала Роберто Агирре-Сакаса совместно с художником Робертом Хэком выпустил новый комикс, подготавливающий телезрителей к просмотру «Леденящих душу приключений». Что интересно, герои там все те же: Сабрина, обитающая в старом поместье со своими тетушками, черный кот Сэйлем (правда, говорящий), Харви, Роуз, даже Эмброуз и мадам Сатана.
Однако действие происходит не в привычном нам 2018-м, а в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века. Казалось бы, зачем такой странный прыжок, не легче ли вместить все в одну временную петлю, чтобы никого не путать? На самом деле, нет. Это крутой современный прием, к которому сейчас стремятся все киношники, называется он «трансмедийное повествование». Звучит страшно, но все очень просто. Это когда одна история развивается сразу на нескольких платформах, с помощью разных цифровых технологий. Как, например, «Гарри Поттер». Изначально это была книга, следом пошли фильмы, но на этом создатели не остановились. «Гарри Поттер» продолжается и расширяется в играх, на сайте Pottermore (где ты сама можешь примерить на себя роль волшебницы), в тематических парках и так далее и тому подобное. Таким же образом и создатели «Сабрины» начали развивать свое произведение — создали комикс с, по сути, той же самой историей. Только время-то другое, а значит, это что-то новенькое, то, что верные фанаты точно захотят приобрести и почитать, чтобы расширить свое представление об этой волшебной вселенной.
Фан-факт: кроссовер с «Ривердейлом», который все мы так ждем, уже случился в комиксах, написанных Роберто Агирре-Сакасой. Там ученики старшей школы «Ривердейл», в числе которых, конечно, Арчи, Вероника, Бетти и Джагхед, прибывают в Гриндейл, чтобы помочь с поисками пропавшего ребенка. То есть совместить две эти сериальные вселенные сценаристы могут легко — та же идея с исчезнувшим мальчишкой сработает отлично. Почему они этого не делают — уже другой вопрос. Скорее всего, потому что кроссовер этот произойдет на какой-то другой платформе. Но об этом мы традиционно поговорим в финале, а пока перейдем к разбору сюжетных плот-твистов и героев.
Мифы vs игра воображения
Любое произведение, будь то книга, сериал или комикс, где присутствует волшебная вселенная, чаще всего базируется на смеси мифов, легенд и фантазии. И тут, как с любым кулинарным рецептом, важны пропорции. В «Сабрине», на мой взгляд, микс очень интересный. Главные сюжетные элементы — Темный Повелитель, Книга Зверя, ритуал посвящения в Академии незримых искусств, Пир Пиров — выдуманы сценаристами. Последний ритуал с поеданием Королевы Пира вдохновлен скорее «Голодными играми» и, если сценаристы вдруг читали русскую литературу, «Настенькой» Сорокина, но никак не практической магией. Корней в мифологии у жестокой традиции посвящения под названием «Терзания и муки», где новенькую ученицу на всю ночь оставляют в лесу, тоже не найдено.
Зато все праздники в сообществе ведьм, которые на первый взгляд кажутся безумной игрой воображения, на самом деле основаны на мифах. Вспомни Луперкалии — своеобразный День святого Валентина, в котором принимали участие Сабрина и ее колдун-одноклассник, впоследствии парень, Ник Скрэтч. Там парочки подбирались рандомно, и романтику в этом разглядеть было сложно. Все потому, что Луперкалии — это древний римский ритуал, призванный очистить город от злых духов и подарить жителям здоровье и фертильность. Как видишь, это тебе не открытки и наборы шоколадных конфет, тут все серьезно. В сериале, кстати, повторяют многие ритуалы реальных Луперкалий — не только подбор парочек, но и втирание крови в лбы друг друга, которую впоследствии стирают шерстью, пропитанной молоком. Самое жуткое сценаристы, правда, решили не добавлять. Во время фестиваля мужчины гонялись за женщинами с полосками из козьей шкуры. Если им удавалось поймать беглянок, их били этими полосками, чтобы повысить их фертильность. Бр-р!
А рождественский эпизод — это вообще набор из разных мифов и преданий. Детишки-призраки (которых еще называют детьми Йоля), пробравшиеся в дом Спеллманов и устроившие там небольшой хаос, пришли к нам из исландских мифов. Раньше считалось, что детей Йоля было тринадцать, и они действительно приходили в дома под Рождество, чтобы либо наградить своих маленьких сверстников подарком, либо придумать наказание — в зависимости от их поведения в течение года. А йольское полено, которое должно было гореть в доме Спеллманов на протяжении всего празднования зимнего солнцестояния, на самом деле раньше было частью многих европейских рождественских праздников. Правда, с помощью него отгоняли не злых духов, а возможные простуды и болезни.
Я роняю Ривердейл
Словно бы вдохновившись успехом «Сабрины», создатели решили сделать третий сезон «Ривердейла» тоже не чистой фантазией сценаристов, а взять за основу всем известную настольную игру «Подземелья и драконы». Но, так как она была центральной темой первого сезона «Очень странных дел», сценаристы схитрили, переименовали ее в «Грифонов и Горгулий» и заметно ужесточили правила. Если помнишь, первые два сезона шли путем чисто детективных произведений. Да, там присутствовали интересные, правда, слишком прямые отсылки к разным поп-культурным феноменам, от «Твин Пикса» (эпизоды на реке с Шерил и Джейсоном) до «Молчания ягнят» (когда Бетти в первый раз пришла в тюрьму к Хэлу). Но в целом от классического детектива создатели не отходили. У них был один злодей на сезон (убийца Джейсона — в первом, Черный Капюшон — во втором), несколько линий расследования (как и полагается, одна неудачная полицейская и вторая успешная, которую ведут главные герои, не имеющие профессионального образования в этой сфере), а также более или менее неожиданный финал. Отойти от привычных сценарных ходов — серьезный шаг, поэтому многим третий сезон показался куда более хаотичным и безумным, чем предыдущие. Сценаристы искали свою нишу, пытались справиться с бо́льшим количеством сюжетных линий, и выходило не всегда хорошо. Будем честными, при сильной и захватывающей завязке они угасли очень быстро, уже к восьмому эпизоду скатились в дебри, из которых упорно пытались выбраться, создавая все новые сюжетные дыры. Рейтинги третьего сезона к финалу упали почти в два раза, но создателей это не беспокоит — у них есть лояльная аудитория, замечательный каст (актеры в «Ривердейле» правда выкладываются по максимуму) и новые идеи для развития. Если считать третий сезон переходным, эдаким мостом между хорошим детективом и чем-то более новаторским, то его определенно можно будет простить сценаристам. Тут все зависит от продолжения — стоил ли новый сезон того, чтобы досматривать провальный третий? И самое обидное здесь именно то, о чем мы говорили выше. Основа сценария построена не просто на фантазии, а на игровых техниках из «Подземелий и драконов», которая выглядела многообещающе в самом начале. Они почти докрутили эту идею, когда в игру вступила Этель, и им пришлось коснуться темы воображения, что выигрышно в десяти случаях из десяти. Однако быстро бросили ее, сосредоточившись на местной мафии и наркотиках, которые можно найти чуть ли не в каждом детективном произведении. И неважно, что ты переименовал наркотики в «джингл-джангл» (боже!), а в роли мафиози выступает отец главной героини — налет таинственности и психологизм тут же, взявшись за руки, летят в небытие.
Girl power
Пожалуй, главный пункт, объединяющий «Ривердейл» и «Сабрину», — это не соседствующие локации, а торжество girl power, которым наслаждаются создатели этих двух сериалов. В «Сабрине» им пропитано буквально все — все главные положительные персонажи (и большая часть отрицательных) здесь женщины. Они управляют, повелевают, заставляют персонажей-мужчин падать к их ногам. Перед юными телезрительницами огромное количество ролевых моделей. Стоящая на краю пропасти между добром и злом Сабрина, проницательная и начитанная Роуз, хладнокровная Зельда и дружелюбная булочка с корицей Хильда, даже Сьюзи, которая чувствует себя неуютно в женском теле. Разнообразие приятно впечатляет, и за это сценаристам хочется пожать руку, хотя бы ментально.
Однако есть один минус: некоторые сюжетные линии в стиле «девочки всех победят» представлены слишком топорно. Достаточно вспомнить борьбу Ника и Сабрины за место старосты, где все вокруг поначалу буквально кричит: «Девочка? Умнее и сильнее мальчика? Да быть такого не может!» Возможно, это отсылка к старым временам, когда слово мужчины было законом и женщина не могла его оспорить. Но даже при этом условии происходящее выглядит не столько диким и неправильным, сколько чрезмерно прямым, как будто сценаристы забыли хоть немного завуалировать свой месседж, махнули рукой, как Вовка в Тридевятом царстве, и решили: «Ну а что? И так сойдет!» В этой же серии они попытались усилить эффект, заставляя хрупкую Сьюзи-Тео участвовать в отборе для мужской баскетбольной команды, в которую она прошла только благодаря магии Сабрины (не лучший выбор сюжетного плот-твиста для того, чтобы показать girl power). Словом, сильные женские персонажи — это прекрасно, но с ними нужно уметь работать так, чтобы они не выглядели как трактат из серии «девочки всех победят, потому что у нас в сценарии так написано».
В «Ривердейле», на мой взгляд, это смотрится как-то более органично. Девчонки вроде бы занимают те же роли, что и мальчишки, но все равно частенько затмевают их своей решительностью и смелостью. Это проявляется как в совсем маленьких деталях, так и в серьезных, удивительно взрослых для подростков поступках. Конечно, без гиперболизации не обошлось. Вероника, которая в свои шестнадцать успевает не только ходить в школу, но еще вести два бизнеса и параллельно бороться с местными мафиози, — это уже слишком. Именно такие детали и сделали третий сезон провальным. Но в целом смотрится все равно хорошо: у нас есть классные девчонки, все очень разные по характеру, но одинаково сильные и способные противостоять не только строгим учителям в школе, но и внешним опасностям, которые подстерегают каждого из нас.
Мультиплатформенный кроссовер
И-и-и вот мы подошли к самому главному, вишенке на торте, — кроссоверу, ради которого все здесь собрались. Для начала поговорим обо всех пересечениях, которые так или иначе были между двумя сериалами. И это не только попытка Арчи добраться до Гриндейла и Бен-разносчик-пиццы, которые заметил даже ленивый. Во-первых, в «Сабрине» много пасхалок из оригинальных комиксов — от заставки, где присутствуют рисованные Бетти и Арчи, до термоса Сабрины, на котором изображены все главные персонажи. Во-вторых, в школе Бакстер Хай можно найти объявления о спортивных соревнованиях, которые проводятся между местными учениками и студентами из Ривердейла. То есть за кадром персонажи из этих двух вселенных все же пересекаются. Наконец, в-третьих, если поставить на паузу эпизод, в котором демонстрируется библиотека Бакстер Хай, на одной из полок можно увидеть надпись «здесь был» с нарисованной рядом короной. А это… фирменный знак Джагхеда, который он оставляет там, где успел побывать. Значит ли это, что он был в библиотеке Бакстер Хай? Думаем, что да.
Но каким же образом возможен кроссовер, если создатели так сильно не хотят совмещать две вселенные в сериалах? Есть несколько вероятных вариантов: полный метр, отдельный комикс, интерактивный эпизод, где ты сама сможешь управлять действиями героев. А лучше все и сразу :) Дело в том, что команды обоих сериалов прекрасно осведомлены о том, какой это лакомый кусочек. И там и там набор крутых персонажей, за которых телезрители болеют всей душой, и если уж совмещать их, то делать это по-крупному. Даже двойной сериальный кроссовер — когда действие сначала будет происходить, скажем, в Гриндейле, а потом перенесется в Ривердейл и таким образом охватит оба произведения — не сравнится с самостоятельным продуктом. Поэтому здесь нам, скорее всего, придется ждать, и очень долго, зато определенно чего-то грандиозного.