Что говорят о фильме «28 лет спустя» те, кто уже посмотрел | Источник: theGirl
Фото

theGirl

На прошлой неделе состоялась премьера постапокалиптического фильма ужасов Дэнни Бойла «28 лет спустя». Это третья часть культовой серии, начавшейся с «28 дней спустя» и продолженной «28 недель спустя». Возвращение к франшизе спустя почти три десятилетия после событий оригинального фильма с нетерпением ждали как поклонники хоррора, так и киноманы. Судя по всему, их ожидания оправдались — в зарубежных СМИ постоянно мелькают хвалебные рецензии на картину. В российском прокате официально она, к сожалению, не вышла, но мы все равно решили разобраться, чем она так хороша.

Многослойный сюжет, не лишенный недостатков

По сюжету, прошло почти 30 лет с тех пор, как вирус ярости вырвался из лаборатории биологического оружия. И теперь некоторые научились выживать среди зараженных. Одна из таких групп живет на маленьком острове, соединенном с материком единственной дамбой, охраняемой как крепость. Когда один из членов сообщества отправляется с миссией в темное сердце материка, он обнаруживает тайны, чудеса и ужасы, которые изменили не только зараженных, но и других выживших.

Как пишет Сара Мишель Феттерс из Movie Freak, сюжет фильма разделен на три четко выраженные части. В первой любящий отец Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) со своим 12-летним сыном Спайком (Альфи Уильямс) переправляется через сухопутный мост, чтобы дать ему его первое охотничье задание. Во второй части Спайк ведет больную мать Айлу (Джоди Комер) в поисках того, кто сможет вылечить ее недуг. И наконец, в третьей части они встречают доктора Келсона (Рэйф Файнс) — загадочного человека, который научился сосуществовать с зараженными и знает о вирусе Ярости больше всех.

Между этими событиями вплетены два побочных сюжета: короткий, очень жесткий пролог, напоминающий о первых днях распространения вируса Ярости в мире, и другой — повествующий о небольшой группе норвежских солдат, оказавшихся в Великобритании после аварии их корабля. Оба этих сюжета крайне важны для познавательного пути Спайка. Каждый из них дает ему неожиданные знания о том, что было потеряно еще до его рождения, а также о том, что человечество могло бы обрести, если бы научилось на своих ошибках и двинулось вперед в новое завтра, не поддаваясь искушению и страху.

По мнению эксперта, сюжет получился довольно запутанным, не лишенным шероховатостей.

«Но, думаю, во многом это сделано специально. В истории Спайка ощущается тревожное смятение, которое не дает ни ему самому, ни, соответственно, зрителям, почувствовать себя в безопасности. Он слишком молод, чтобы полностью понять, что случилось с миром, а родители слишком защищают его, чтобы рассказать все, что, возможно, стоило бы. Именно это и подтолкнуло его покинуть защиту дома и отправиться с матерью на опасный путь к доктору Келсону — и именно этот поиск правды изменит ход его молодой жизни», — пишет Сара Мишель Феттерс.

Адам Нэйман из The Ringer вовсе считает, что «28 лет спустя» — лучший сценарий Алекса Гарленда за всю его карьеру: «В нем его любимые темы — хрупкость социальных норм, неоднозначность человеческой природы».

Впрочем, кое-кто считает, что новый фильм получился слабее первых частей киносерии. Тай Бёр, автор The Washington Post, пишет, что «28 лет спустя» лишен того самого шока и неумолимого темпа первых двух фильмов. Также в нем нет ответов на некоторые логические вопросы, что, впрочем, не критично.

«Вместо этого тон фильма — это тщательно выписанная скорбь с вкраплениями адреналиновых всплесков, при этом отношения матери и сына получают настоящую эмоциональную глубину. Операторская работа великого Энтони Додд Мэнтла („Миллионер из трущоб“), мрачный саундтрек шотландской хип-хоп группы Young Fathers и впечатляющие виды высокогорных локаций поднимают фильм выше обычного хоррора для вечернего просмотра», — пишет кинокритик.

Блестящая актерская игра

Сара Мишель Феттерс осталась в восторге от актерской игры, и особенно она хвалит Джоди Комер: «Она дает многогранную, глубоко раненую роль, балансируя на тонкой грани между разумом и безумием. Болезнь Айлы заставляет ее переживать моменты, когда вся рациональная связь с временем и пространством полностью исчезает, чтобы внезапно и почти жестоко вернуться к ясности и остроте сознания спустя считанные секунды.

Физическое великолепие Комер дополняется ее эмоциональной изобретательностью, и все это приводит к моменту самоотверженной материнской любви, после которого я не могла удержаться от искренних слез».

Разумеется, похвалы удостоился и Рэйф Файнс. Как пишет Дана Стивенс из Slate, редкий фильм становится хотя бы на 20 процентов лучше с появлением Файнса, «и хотя он появляется поздно в сюжете, его присутствие приносит чувство моральной ясности, которое ненадолго поднимает этот сумбурный фильм в другое, более спокойное измерение».

Устаревшие приемы и спорная динамика

Однако, несмотря на все восторги, довольными после просмотра остались не все. Адам Грэм из The Detroit News назвал фильм «28 лет спустя» устаревшим и заявил, что он был снят не для того, чтобы порадовать зрителей, а чтобы их разозлить. По его мнению, во многих отношениях «28 лет» — это возврат к стилю первого фильма: визуально он отсылает к эстетике начала 2000-х, а также чрезмерно полагается на устаревшие приемы вроде эффектов в духе Bullet Time, которые когда-то восхищали зрителей и геймеров, но теперь не актуальны.

«В „28 лет спустя“ ничто не развивается естественно или динамично. Дэнни Бойл — смелый и дерзкий автор „На игле“, „Миллионера из трущоб“ и „127 часов“ — здесь кажется либо повторяющим самого себя, либо имитирующим собственный стиль. Он придает фильму глючный цифровой блеск, из-за которого изображение местами напоминает заедающий CD-диск… Заброшенная заправка Shell с отсутствующей буквой „S“, образующая слово hell („ад“), — это, по всей видимости, и есть попытка выдать нечто за находчивость», — пишет Грэм.

Он отмечает, что оригинальный фильм вдохнул новую жизнь в жанр зомби-хоррора и перенес постапокалиптические страхи в современность. «28 недель спустя», хоть и снят другим режиссером — Хуаном Карлосом Фреснадильо, — подхватил эту волну, развив серию.

«„28 лет спустя» на этом фоне ощущается как шаг назад. Это неровная смесь жуткого хоррора и меланхолии по человеческому, которая так и не находит устойчивой основы или цельного тона — и может вызвать у зрителя настоящую «жанровую травму». Это зомби-фильм, который не столько мертв, сколько безжизнен», — подытожил Адам Грэм.

Хотя, Кристине Ньюлэнд из The Paper, например, экшен-сцены и динамика очень даже понравились: «В фильме есть потрясающе напряженные моменты — ползущий, истощенный зараженный, высасывающий дождевых червей из земли, или скелетоподобный зараженный, молча парящий прямо за одним из героев. Бойл по-прежнему умеет создавать напряженные экшн-сцены, и многие из них захватывают дух».

Дана Стивенс тоже отмечает своеобразный подход к экшен-сценам, но не ругает его, а лишь предостерегает: некоторым, возможно, не стоит смотреть фильм в кинотеатре.

«„28 лет спустя» был снят с использованием смелой техники благодаря легендарному оператору Энтони Доду Мантлу, который вернулся с самодельной установкой, где одновременно крепилось до 20 iPhone — это позволяло быстро переключаться между множеством ракурсов одной и той же сцены.

Вместе с использованием замороженных кадров и драматических наклонных ракурсов, этот монтажный стиль, применяемый главным образом в экшен-сценах, создает фрагментированное, напоминающее музыкальный клип восприятие с почти панк-роковым ощущением непосредственности», — пишет эксперт, подчеркивая, что эффект порой захватывающий, но часто вызывает легкое чувство тошноты.

«Если вам не нравится испытывать подобное чувство в кинотеатре, я бы не советовала смотреть „28 лет спустя“ — фильм, который чередует серьезные драматические моменты с жизнерадостной, отчасти комедийной кровавостью, которая придется по душе поклонникам жанра ужасов. Среди прочего есть сцена с особенно зловещим альфой, чьим оружием является человеческая голова, которой он размахивает за еще прикрепленную к ней позвоночную колонну, словно средневековой булавой на цепи», — говорит Дана Стивенс.

Словом, на вкус и цвет. Не исключено, что и у нас появится возможность лично оценить достоинства и недостатки картины: обещают, что в российских кинотеатрах, показывающих зарубежные хиты в рамках предсеансового обслуживания, «28 лет спустя» стартует 28 июня.

Опрос

Будешь смотреть «28 лет спустя»? 🧟‍♀️

  • %
  • %