Перезапуск классических картин пусть останется на совести новых режиссеров, но есть несколько фильмов, которые мы бы не стали трогать никогда.
Чужой (1979)
В 1979 году молодой режиссер Ридли Скотт, сценарист Дэн О'Бэннон, и пока никому не известная актриса Сигурни Уивер объединились, чтобы снять культовую картину о враждебных инопланетных созданиях. «Чужой» мгновенно стал хитом, вырвавшись на первые строчки бокс-офиса и превратив каст, особенно Уивер, в звезд первой величины.
Естественно, другие режиссеры захотели себе кусок успешного пирога: подделки и подражания триллеру появлялись как грибы после дождя. Однако у них не было ни сопоставимого бюджета, ни энтузиастов за камерой, а потому дизайн выходил смехотворным, а сценарий скучным.
Семь лет спустя вышло продолжение, «Чужие». Картина отошла от попыток напугать зрителя и сосредоточилась на экшене. И хотя сиквел получился очень-очень годным, он даже близко не стоял с успехом оригинала. Что уж говорить о бесконечных продолжениях и ребутах — «Чужой 3», «Чужой 4: Воскрешение», «Чужой: Рассвет» и «Прометей».
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (1999)
В 1999 году никто знать не знал о вирусном маркетинге. А потому, когда в США появились сообщения о трех студентах режиссерского факультета, пропавших на съемках фильма в 1994 году, слухи приняли за чистую монету. Как и кадры, которые они якобы «сняли» и затем смонтировали в фильм «Ведьма из Блэр». Лента стала сенсационной.
Рекламные компании тщательно поддерживали легенду о реальности произошедшего: например, на сайте IMDb исполнители главных ролей были помечены как «пропавшие без вести, предположительно мертвы», хотя они уже снимались в других картинах.
Фильм, в котором нет спецэффектов, сцен насилия и устрашающей музыки оказал влияние на публику из-за того, что такое могло произойти в реальности.
Сейчас такую картину просто не сделаешь: во-первых, жанр поддельного документального кино уже изучен и освоен, во-вторых, в интернете столько «реальных» страшилок и городских легенд, что удивить зрителя почти невозможно. Конечно, режиссеры пытались сделать продолжение, но успеха первой картины они так и не добились.
Изгнанные дьяволом (2005)
Режиссер картины Роб Зомби прежде всего известен как музыкант, играющий в стиле индастриал-метал, но до начала исполнительской карьеры он успел снять несколько малобюджетных ужастиков. «Изгнанные дьяволом» рассказывают историю шерифа, который решил отомстить убийце своего брата и отправил на его поимку троицу головорезов.
Картина напоминала классические слэшеры 70-х годов и, несмотря на мрачную направленность, была напичкана черным юмором.
Успех картины во многом состоялся из-за актерского состава. Сюжет был прост как две копейки, но химия между Сидом Хэйгом, Биллом Моузли и Шерри Мун завораживала. Возможно, фильм невозможно переделать в другом составе, потому что все участвующие искренне фанатели от своей работы.
Изгоняющий дьявола (1973)
Нет, этот фильм никак не связан с предыдущим — в оригинале он называется The Exorcist. Выпуск картины в 1973 году ознаменовал начало золотой эпохи фильмов ужасов. Утверждение, что все произошедшее основано на реальных событиях, привлекло в кинотеатры еще больше зрителей. История маленькой девочки, одержимой демонической силой, быстро стала хитом 70-х и прочно вошла в поп-культуру.
У ленты было несколько сиквелов и приквелов смешанного качества, а также телесериал, но ничто из этого даже близко не подошло к успеху оригинальной картины. В них не хватает той же простой, но устрашающей истории.
Ремейк «Изгоняющего дьявола», вероятно, неизбежен — слишком уж легендарное кино. Но оригинал был первопроходцем многих типичных в сегодняшних ужастиках ходов, а потому он всегда будет выделяться на фоне других триллеров.
Прочь (2017)
Режиссер Джордан Пил прежде снимался в ситкомах «Ки и Пил» и «Американская семейка», озвучивал «Историю игрушек 4», и «Прочь» было его дебютной режиссерской работой. И хотя Пил никогда не скрывал, что обожает ужастики, люди не ожидали увидеть качественный триллер от актера с таким family-friendly послужным списком за спиной. Первоначально были даже слухи, что Пил снимет комедию. О, как же все ошибались.
Ужастики нечасто прибегают к социальной тематике, ведь общие человеческие страхи — насилие, смерть, мистика — пугают куда больше. Однако история о том, как приличная белая семья годами эксплуатирует афроамериканское население, пробирала зрителей до мозга костей.
Наряду с продолжающейся расовой напряженностью в Америке картина была огромным светящимся баннером на дороге с надписью «Будь осторожен с теми, кому доверяешь». Этот фильм — пощечина всем «экспертам», полагающим, что расовое неравенство давно кануло в лету.
Восставший из ада (1987)
Режиссер Клайв Баркер имел популярность в узких кругах, когда издал серию рассказов «Книги крови», но «Восставший из ада» сделал из него сенсацию. Главный герой Френк оказывается перед дилеммой ящика Пандоры: перед ним лежит шкатулка, которая, по словам базарного продавца, может доставить неописуемые наслаждения. Однако тот не предупредил, что в ней также скрыты ворота в ад.
Особенно зрителям ужастика запомнился Пинхед (Pinhead; от pin — булавка или гвоздь; и head — голова) — демон с иголками по всей голове. Его спокойная и отстраненная реакция на творящееся насилие (которое он чаще всего и творил), а также внезапные приступы человеколюбия сделали его одним из самых запоминающихся хоррор-героев.
У фильма есть множество сиквелов, не самых, к слову, плохих: над созданием одного работал режиссер и сценарист «Доктора Стрэйнджа». Безусловно, ремейк рано или поздно появится, но воссоздать ту самую атмосферу оккультного ужаса из 80-х будет трудно.
Оно (2014)
Нет, эта картина не связана с ужастиком про клоуна из канализации — в оригинале она называется It Follows («Оно следует»).
Описание звучит так, будто его взяли из пародии на ужастики: в городе поселился страшный монстр, и его могут видеть только избранные — или те, кто занялся с ними сексом. Чудовище упорно преследует своих жертв, и догоняет, если те стоят на одном месте слишком долго.
Хотя фильм снят всего 6 лет назад, он не кажется очень современным: автомобили и электроника в нем прошлого поколения, пейзажи городов указывают на то, что события происходят во второй половине 20-го века. Кажется, что события ленты могли произойти в любой период истории.
Однако многие темы ленты были направлены конкретно на молодежь 2010-х: изоляция, одиночество в толпе, преследования в опустошенном городе, важность физических прикосновений. Даже если этот фильм переснимут, отзовется от в сердцах будущих поколений иначе.
Сияние (1980)
Стэнли Кубрик — один из самых известных режиссеров в истории, и любой его фильм будет защищен «иммунитетом» от ремейка. Кто посмеет копировать после гения? Особенно фильм, который куча сериалов и фильмов 80-х расхватали на цитаты и оммажи.
Если кто и решится переснимать картину, то он явно уйдет от знаковых кубриковских симметричных кадров, создав экранизацию романа «Сияние» в своем ключе. Так. например, сделали создатели телевизионного мини-сериала 1997, который кстати, пришелся Стивену Кингу больше по душе, так как был ближе к первоисточнику.
Это один из немногих случаев, когда ремейк не просто ненужен, но совершенно нелогичен. Каждый кусочек оригинального фильма — как отточенное движение отлично поставленного танца. Можно скопировать «хореографию» и декорации, но скопировать мастерство невозможно.
Чужие среди нас (1988)
Фильм повествует о захвате и тайном управлении Землей бесчеловечных инопланетян: увидеть их можно, лишь надев специальные солнечные очки. Фильм сам по себе не отличается особым сюжетом или постановкой, но дух авантюризма так и виден в каждом кадре. Химия между актерами безупречная, юмор черный и точечный, идея проста, но исполнение на высоте.
И что бы сделал ремейк? Наверняка бы дал более качественную картинку, продуманный сюжет, лучшие операторские решения… Но триллер тем и хорош, что передает панковский дух своего времени. А в наше время картиной о захвате планеты инопланетянами никого уже не удивить.
Терминатор (1984)
Серия «Терминатора» прежде всего известна своими экшен-сценами и научно-фантастическими сиквелами, но оригинал изначально предполагался как фильм ужасов. Кроме того, что главный герой — киборг, в первой картине особой научности нет. Зато погонь, преследований, смертей и насилия в достатке.
Каждый последующий сиквел или ребут все дальше удалялся от корней триллера и больше фокусировался на личной драме семьи Коннеров. Частично это связано с тем, что второй фильм, более «мягкий» и киберпанковый, стал успешней и прибыльней первой части, что случается нечасто. А Джеймсу Кэмерону в какой-то момент надоело снимать ужасы.
Проблема не только с тем, что сиквелов и ребутов столько, что для ремейка уже нет места, но и в атмосфере времени выхода первой части. 35 лет назад роботы казались чем-то футуристичным и страшным, сейчас же они появляются в жизни человека и помогают ему. Да что там, наш смартфон знает о нас больше, чем Терминатор. Так что оригинальной идеей сейчас никого не удивишь.