В наше время найти человека, который совершенно не знает о Counter-Strike, весьма непросто. Кажется, что каждый на планете знаком с игрой, где противоборствуют «террористы» и «контртеррористы». А если кто-то и не в курсе, то точно встречал тех, кто хотя бы слышал об этом.
Сегодня это не просто игра, ведь для миллионов людей это полноценный досуг. Это полноценные киберспортивные соревнования, привлекающие больше внимания, чем большинство традиционных видов спорта. Суммы призов достигают сотен тысяч долларов. База для успешных карьер большого числа профессиональных игроков. Огромное медийное пространство, предлагающее работу стримерам, контент-мейкерам, киберспортивным аналитикам, комментаторам и игрокам.
История Минь Ли — создателя Counter-Strike
Counter-Strike создал девятнадцатилетний студент университета Саймона Фрейзера в Канаде по имени Минь Ли, известный в интернет-сообществе под псевдонимом Gooseman, взятым из мультсериала «Приключения галактических рейнджеров». Минь переехал в Канаду из Вьетнама и с детства увлекался видеоиграми, что определило его выбор специальности в университете — «компьютерные науки».
Во время учебы Ли заинтересовался игровыми редакторами и модификацией игр, в частности Doom и Quake. Он признавался, что не стал бы заниматься модмейкерством, если бы не доступные инструменты, предоставленные id Software. По словам Ли, он считал создание игр слишком сложным занятием, неподходящим для обычных людей, но работа с редактором уровней Doom научила его основам и прибавила уверенности.
На создание своего первого крупного мода, Navy Seals, Минь потратил около года. Хотя мод не получил широкой известности, в нем уже были заложены элементы будущего Counter-Strike. Позже Ли помогал команде The A-Team создавать модели оружия для значительной модификации Action-Quake 2. Эта модификация, вдохновленная гонконгскими боевиками, отличалась динамичным геймплеем и реалистичной системой повреждений, включавшей эффекты кровотечения.
Со временем у Минь Ли появилась идея новой модификации, связанной с конфликтами между спецназом и террористами. Он был увлечен милитаристической тематикой, смотрел фильмы вроде «Схватка», «Ронин» и «Самолет президента», изучал материалы о террористических актах и огнестрельном оружии. В тот период Ли начал уставать от модификаций Quake 2 и стремился попробовать нечто новое.
В 1998 году Ли заинтересовался анонсом шутера Half-Life, разработанного малоизвестной студией Valve. Ему понравилось, как компания улучшила движок id Tech 2, а также впечатлила скелетная анимация персонажей. Узнав, что спустя полгода после выхода игры Valve планирует выпустить инструменты для моддинга, Ли начал создавать модели и объекты для своего будущего мода в 3ds Max.
Формирование Counter-Strike
Во время работы над проектом Action-Quake 2 Минь Ли познакомился с Джессом Клиффом, который активно участвовал в моддерском сообществе, создавая сайты о популярных модах, публикуя лучшие игровые карты и новости. Ли поделился с Клиффом своей идеей создания модификации для Half-Life, посвященной противостоянию террористов и спецназовцев. Клифф, заинтересовавшийся идеей, предложил свою помощь, и Ли согласился.
Вскоре Клифф запустил сайт проекта, который получил название Counter-Strike. Спустя много лет Ли признался в Twitter, что название игры было заимствовано у канадского сериала «Counterstrike» с Кристофером Пламмером. Рассматривались также названия вроде Counterrorism, Strike Force, Frag Heads, Counter-Terror, Terrorist Wars, Terror-Force и Counter Force. Минь Ли был руководителем проекта, основным моделлером и программистом, тогда как Джесс Клифф занимался тестированием, 2D-графикой, звуковыми эффектами, пиаром и игровым дизайном.
Оба вложили в проект примерно равные усилия, хотя идея исходила от Ли. Создатели работали удаленно, общаясь через чаты: Ли жил в Канаде, а Клифф — на востоке США. Впервые они встретились лично в 2003 году, перед выпуском Counter-Strike 1.6.
По их воспоминаниям, больше всего времени заняло создание объектов, текстур и персонажей — примерно шесть месяцев. Программирование же заняло меньше двух месяцев. Пока Минь Ли заканчивал техническую сторону, Клифф занимался звуком (в игре звучит его голос), дизайном меню и продвижением проекта.
Разработку ускорило то, что они не создавали карты сами, а использовали те, что присылали другие энтузиасты. Жестких критериев отбора не было — они принимали практически все, кроме явно некачественного контента, по словам Ли. Оружие отбиралось Минем преимущественно по внешнему виду. Модели находились в журналах и интернете, а анимация выполнялась по его догадкам о том, как должно выглядеть их действие.
19 июня 1999 года была выпущена первая бета-версия Counter-Strike, включающая 9 видов оружия, 4 карты, и по одной модели спецназовца и террориста. «Мы уверены, что создали мод, не похожий на другие, и надеемся, что вы погрузитесь в напряженный мир борьбы с терроризмом», — писали авторы Counter-Strike на сайте игры.
Counter-Strike (2000)
Это дебютная игра серии. В оригинальной версии было представлено несколько карт, включая известные dust и aztec, а также различные игровые режимы, такие как deathmatch и командные бои.
Эта игра приобрела огромную популярность на соревновательном уровне и впервые ввела в жанр шутеров элементы экономики и стратегического планирования.
Первая версия Counter-Strike не смогла сразу завоевать многочисленную аудиторию, но с каждым последующим обновлением сообщество расширялось. Внезапный рост популярности игры произошел осенью 1999 года. Вскоре о Counter-Strike заговорили повсеместно — среди игроков, журналистов и разработчиков. Клифф Блезински, например, отмечал, что игра нашла идеальный баланс между реализмом и увлекательностью, и что создатели CS достигли того, к чему стремятся многие игровые дизайнеры, но немногим это удается.
В 2000 году успех Counter-Strike был настолько велик, что Valve предложила Ли и Клиффу приобрести права на игру и пригласила их в свою команду. Они без раздумий согласились, поскольку, по их словам, были благодарны за внимание со стороны Valve.
После переезда в Сиэтл разработчики Counter-Strike продолжили работать над игрой, но со временем осознали, что сообщество не желало значительных изменений в геймплее. Пик популярности шутера пришелся на версию 1.6, которую многие фанаты считают полноценно реализованной. Этот релиз стал фактически окончательным. В тот момент разработчики сконцентрировались на добавлении новых карт, совершенствовании античит-систем и планировании дальнейшего развития Counter-Strike.
Counter-Strike: Conditions Zero (2004)
Counter-Strike: Condition Zero, выпущенная в 2004 году, является последней версией игры, разработанной Turtle Rock Studios перед тем, как права на нее перешли к Valve Corporation.
Главной особенностью Condition Zero по сравнению с оригинальной игрой Counter-Strike является наличие одиночной кампании, где игроки соревнуются против управляемых компьютером ботов. Это нововведение было добавлено для того, чтобы привлечь новичков, не обладающих достаточным опытом для многопользовательских сражений.
В Condition Zero добавили новые карты, персонажи и оружие, а также улучшили графику и физику игры. Однако она не достигла популярности оригинальной версии Counter-Strike. Проект получил прохладный прием от прессы и был практически проигнорирован игроками, предпочитающими увлекательный многопользовательский режим.
Valve поняла, что превращение Counter-Strike в традиционный одиночный шутер было не самой удачной идеей. Разработка игры продолжилась с акцентом на онлайн-сражениях, что привело к ее переносу на современный движок Source, созданный Valve специально для Half-Life 2.
Counter-Strike: Source (2004)
Counter-Strike: Source представляет собой новую версию оригинальной игры, переведенную на движок Source. Этот выпуск, вышедший в 2004 году, стал первой версией, использующей новейший игровой движок, созданный компанией Valve Corporation.
Одним из ключевых отличий Counter-Strike: Source от оригинала стало улучшение графики и физики благодаря движку Source Engine. Это позволило обеспечить более реалистичный игровой процесс и улучшенную механику.
В игре появились новые карты, а старые были улучшены. Игроки получили возможность создавать свои собственные модификации, что способствовало развитию игрового сообщества.
Counter-Strike: Source, помимо обновленной графики, включала много нового: измененная отдача оружия, новая механика гранат, пересмотренные хитбоксы, улучшенный сетевой код. Valve возлагала большие надежды на эту версию. Хотя пресса приняла игру восторженно, игроки не восприняли ее столь же благоприятно, и она не смогла достигнуть популярности оригинала. Эта версия послужила основой для следующих релизов, таких как Counter-Strike: Global Offensive.
Counter-Strike: Global Offensive (2012)
CS: GO сохраняет традиции предыдущих частей, где игроки выбирают одну из двух команд — террористов или спецназовцев — и сражаются на разнообразных картах в таких режимах, как захват заложников или установка взрывных устройств. Тем не менее, игра получила множество улучшений и новых возможностей, которые делают ее более актуальной и захватывающей.
Одной из главных особенностей является более качественная графика и улучшенный звук, что помогает игрокам лучше разбирать происходящее и быстро реагировать. Дополнительно игра предлагает новые карты, усовершенствованную систему подбора матчей и новый режим «Battle Royale», где участники борются за выживание на постепенно сужающейся карте.
CS: GO обладает значительным сообществом и активными соревновательными аренами, где можно участвовать в турнирах и матчах на профессиональной сцене. Особое внимание уделяется игровому балансу и устранению багов, что делает игру более честной и справедливой для всех участников.
Она стала одной из наиболее популярных многопользовательских игр в мире, с миллионами игроков по всему земному шару. Постоянно развивается, добавляя новые функции и контент, чтобы оставаться увлекательной и актуальной для своего сообщества.
CS: GO также имеет значительное влияние на профессиональный игровой мир. Многие киберспортивные организации проводят турниры по этой игре, привлекая миллионы зрителей со всего мира. Игра служит также инструментом для обучения командной работе и стратегическому планированию в профессиональной игровой среде.
Counter-Strike 2 (2023)
Более двадцати лет Counter-Strike считается эталоном соревновательных игр, определяемым миллионами игроков по всему миру. Однако настало время для нового этапа: Counter-Strike 2.
Это бесплатное обновление для CS: GO, представляющее самый значительный технический прорыв в истории франшизы. Созданная на движке Source 2, новая версия улучшает игру благодаря реалистичному и физически достоверному рендерингу, современным сетевым технологиям и обновлённым инструментам для мастерской сообщества.
Помимо классического игрового процесса, дебютировавшего в 1999 году и основанного на выполнении задач, Counter-Strike 2 включает:
новые рейтинги CS и модернизированный премьер-режим;
глобальные и региональные таблицы лидеров;
обновленные и полностью переработанные карты;
принципиально новый динамический дым от гранат;
игровой процесс, не зависящий от тикрейта;
переосмысленные визуальные эффекты и звуки;
все предметы инвентаря из CS: GO.
Но пользователи нашли некоторые минусы в новом обновлении:
Некоторые пользователи столкнулись с невозможностью запустить игру из-за ошибок, которые устраняли непосредственно после релиза. В игре также присутствует множество багов, которые разработчики стараются устранять с частыми небольшими обновлениями.
Новый prime-режим, наряду с очевидными преимуществами, имеет и свои недостатки. Один из главных — это VAC Live, который не справляется с большим количеством читеров. Конечно, системе удается ловить некоторых нарушителей, но многие продолжают поднимать свой рейтинг, используя сторонние программы.
В числе промахов была забыта киберспортивная сцена: при запуске CS2 Valve внезапно прервали матч между Complexity и Monte, в котором решалась судьба встречи. Многие ожидали, что последняя карта будет сыграна в CS2, но матч завершили в CS: GO.
В общем, серия игр Counter-Strike занимает одно из самых значимых мест в истории видеоигр. Каждая новая версия вносила свежие элементы в геймплей, улучшая графику и физику. Однако, несмотря на все эти нововведения, главная идея игры — противостояние двух команд, террористов и контртеррористов — оставалась неизменной.