Популярность турецких сериалов начала расти в геометрической прогрессии после того, как в год карантина из-за коронавируса на экраны вышел «Постучись в мою дверь» с Керемом Бюрсином и Ханде Эрчел. Этот сериал фактически оказался в числе тех, которые навсегда закрыли эпоху «легких и нежных турецких ромкомов», уступив место социальным драмам, психологическим триллерам и другим, более мрачным жанрам.
Вместе с тем продюсеры, которые занимались и занимаются разработкой новинок, осознали, что им необходимо ориентироваться на зарубежного зрителя, а не на местную аудиторию, потому что это приносит в разы больше дохода.
Именно с этого момента в Турции началась Netflix и Disney+, а обе платформы, которые зашли в страну, оказали влияние не только на часть сериалов и фильмов, которые тут выпускают, но и на все остальные истории. Теперь было необходимо создавать уникальные продукты, заставляющие зрителей думать и сопереживать, а также катающие их на эмоциональных качелях.
Кроме того, количество эротическиъ сцен резко возросло, потому что они также увеличивали прибыль. И ее размеры с лихвой перекрывали штрафы комитета по цензуре, который превратился из одного из самых суровых надзорных органов, просто-напросто в пустышку.
Существовали ли турецкие сериалы с пикантными сценами до того, как появились Netflix и Disney+?
Конечно же, да. Просто им не удавалось добиться такого признания, какое получают проекты с теми же эпизодами сейчас. Зрителей из других стран у турецких сериалов было не так много, как сейчас. А местные едва ли оценивали по достоинству эротику, которую им пытались транслировать телеканалы. Более того, на проекты массово жаловались, потому что порой у телевизора мог оказаться ребенок, и такие откровения серьезно травмировали неокрепшую психику.
Тем не менее, в 2008 году в сериале «Запретная любовь» показал настолько страстную сцену между Бихтер и Бехлюлем, что даже смотреть ее было немного стыдно. Я о том самом моменте то ли в беседке, то ли в сарае, когда главные герои наконец-то поддались порыву своих чувств и решили, что готовы рискнуть всем, лишь бы хоть на минуту оказаться вместе.
Конечно, ни для кого не секрет, что продюсеры сериала платили колоссальные штрафы турецкому комитету по цензуре за такие вольности. Зато зрителям все понравилось. Более того, чтобы все смогли увидеть финал проекта в стране официально сократили рабочий день на час.
В 2017 году примеру своих коллег последовали создатели сериала «Фи, Чи, Пи». Проект с Серенай Сарыкаей в целом получился настолько провокационным, что изначально должен был выходить на Netflix. Однако в тот момент платформа еще не пришла в страну, так что пришлось работать с тем, что было.
Прежде всего, это был один из первых прорывных психологических триллеров, и новый жанр разнообразил обилие ромкомов и исторических проектов. Это был сериал, в котором похоть побеждает чистую любовь, секс порой выходит на первый план, а интимные сцены сняты даже слишком откровенно для восточной страны со своими строгими порядками.
В 2020 году «Постучись в мою дверь» тоже решили было немного разнообразить сюжет, однако Комитет по цензуре жестко их остановил. Режиссер захотел добавить пикантную сцену с Эдой и Серканом, которые распивают вино, находясь в пенной ванной в компании друг друга. Однако на ТВ такой эпизод не пустили, так что труды Ханде и Керема пришлось вырезать, чтобы опубликовать в Сети для тех, кто так хотел посмотреть на более тесное взаимодействие героев.
Почему сейчас интимных сцен в турецких сериалах становится больше?
Еще Зигмунд Фрейд сказал: «Миром правят жажда власти, секс и чувство голода». Неудивительно, что обилие интимных сцен позволяет подороже продать свой «продукт», особенно когда зрители знают, что раньше в Турции ничего подобного не было. Конечно, любители «старой школы» не в восторге от трансформации проектов, но их никто не спрашивает, потому что аудитория начинает расти. Так, на Netflix появились проекты «Полет птицы», «Оливковое дерево», «Спасибо, следующий!», «Шахраман» и фильм «Тактика любви». А Disney+ решил выпустить свои «ответ» конкуренту и покорил зрителей сериалом «Между миром и мной» с Демет Оздемир.
Количество просмотров начало расти, ведь увидеть популярных турецких актеров в очень провокационных амплуа и сценах хотелось всем. Конечно, от онлайн-платформ никто и не ожидал какой-то сдержанности в проявлении чувств, но теперь все начало заходить еще дальше. Ведь интимные и пикантные сцены начали переходить на телевидение. Тут все просто: на рынке возросла конкуренция. И пока платформы играют «грязно», позволяя себе добавлять эротику, обычные проекты начинают терять свои рейтинги. И лучше уж заплатить штраф, чем остаться без аудитории. Отчаянные времена!..
Так что даже в «Зимородке» нам показали такое обилие интима между Сейран и Феритом с тщательной детализацией, прелюдией и отсутствие плотных штор, за которыми уединяются герои, что для многих это стало настоящим шоком. «Клюквенный щербет» решил не отставать от конкурентов, но подключили «старшее поколение». Так что под конец второго сезона мы стали свидетелями того, как Омер и Кывылджим играют на раздевание с очень интересным продолжением. От Турции такого, конечно, не ждешь. Как и довольно подробной сцены с изменой Умута, свидетельницей которой становится Нурсема.
Конечно, до американских сериалов Турции пока далеко (и слава Богу), но, если сравнивать новинки с тем, как выглядели проекты раньше, становится ясно: восточные проекты медленно, но верно начинают становиться европейскими. Кажется, что совсем скоро у Комитета по цензуре не останется выбора, кроме как принять то, что происходит в индустрии, а также позволять в других странах смотреть полные версии проектов, оставляя их плюс-минус «приличными» только для местных зрителей. Хотя… И в этом почти нет смысла. То, что турки не увидят на местных телеканалах, они посмотрят в Сети. Так что попытки защитить молодое поколение в любом случае обречены на провал.
Плохо ли то, что даже в турецких сериалах становится больше секса?
Сомневаюсь, что происходящее можно назвать чем-то негативным. Тем более, в Турции все стараются делать аккуратно и не перебарщивать. Просто теперь интимная жизнь — это что-то вполне естественное и нормальное, а не то, чего стоит стыдиться. Можно сказать, что в ограниченных количествах то, что мы видим на экране, можно даже считать сексуальным просвещением. Однако не буду отрицать, что зрителям, которые смотрели дизи еще до бешеного роста популярности, привыкнуть к происходящему будет очень непросто.