10 лет назад, когда мир только входил в эпоху социальных сетей, фотошопом пользовались не все. Необходимость покупать лицензию, языковой барьер и огромное количество функций пугали новичков. Да и цели овладеть всеми возможностями программы не было: легкие фильтры можно было наколдовать самой в компьютере, а профессиональной обработкой фото с заменой фона и изменением внешности занимались либо любители, либо профессиональные фотографы.
И уже тогда последних упрекали в чрезмерном увлечении «улучшения» картинки.
Тебе наверняка попадались кадры обложек «до» и «после», где уже достаточно красивым знаменитостям выравнивали кожу до гладкости диванного чехла, уменьшали талию и удлиняли ноги. Сами звезды были не в восторге: Кира Найтли жаловалась, что ей постоянно хотят «пририсовать» несуществующую грудь второго размера.
Время идет, и продажи печатных журналов по разным причинам падают. Но все было бы просто, если с ними падал уровень ретуши. Все наоборот: обложки глянца заменили блоги моделей и инфлюэнсеров в инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация). И там, и там кадры подвергаются обработке, которую сложно заметить непрофессиональным глазом.
Блогеры и знаменитости заменили штат журнала, состоящий из фотографа, осветителя и ретушера: создать идеальную, но нереалистичную картинку можно в два касания.
И не пойми нас превратно: использовать фоторедакторы – это не плохо. Фотографии в журнале часто подвергаются элементарной обработке, так как камера «съедает» объем и цвета. В основном такие приложения, как Facetune, Afterlight или Spring, делают следующие вещи:
Исправление «временных» проблем
Ты не выспалась, подхватила аллергию или на щеке вскочил огромный прыщ? Исправь мелкие недостатки в пару кликов. Обычно люди, только познакомившись с фоторедакторами, редактируют именно небольшие детали: повисший поперек лица волосок, неудачно севшую футболку, красные глаза.
Изменение тела
Здесь начинаются проблемы. Даже самые уверенные в себе люди желают заиметь тело мечты. Но девушка, которая ведет здоровый образ жизни и каждый день ходит в спортзал, не будет выглядеть так же «идеально» в кадре, как измененная картинка любой среднестатистической женщины.
Наши тела не обязаны всегда выглядеть превосходно. Из-за особенностей фотографии, которые мы отметили выше, и просто потому, что не все знают свои выгодные ракурсы, ноги и руки выглядят то короткими, то длинными, а нос сидит на лице то пуговкой, то топором.
Кадр с идеально обработанным телом, сияющей изнутри кожей и волосами-волнами влияет на других людей.
Листая ленту со средней скоростью, практически невозможно догадаться, какая из картинок была изменена: мозг принимает все изображения за чистую монету.
Даже если ты знаешь, что все на свете фотошопят снимки, закрадываются сомнения – а вдруг нет? Вдруг это я одна сижу на диване с булкой, пока все остальные девушки работают как пони в спортзале, чтобы стать смесью сестричек Хадид? Чем чаще твои кумиры используют фоторедакторы, тем опытней они становятся и более незаметной становится ретушь. Да, некоторые девушки признаются, что фотошопят изображения, и даже продают уроки по обработке.
Но зачем это нужно, если результатом становится вечное недовольство собственным телом, желание утянуть еще больше тут и увеличить здесь?
Нереалистичные картинки в любом случае влияют на всех. Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация), как одна из самых токсичных платформ, часто внушает людям, что они недостаточно хороши, недостаточно совершенны. Ученые выяснили, что социальная сеть ведет к депрессии, комплексам и чувству вины. «Кукольные» тела и идеальные лица недостижимы: тела Кардашьянов, худые в талии и крупные на бедрах и груди, да еще и с плоским животом, вообще не существуют в природе.
Но девушки по всему миру все равно пытаются достигнуть совершенства, истязая себя диетами и тратя все карманные деньги на маски для лица с «эффектом ретуши».
Мы повторим – нет ничего плохого, чтобы показывать себя миру так, как видишь изнутри. Фоторедакторы здорово помогают трансгендерным женщинам: хотя бы в виртуальной реальности они могут иметь такую же гладкую кожу и объемные формы, как у женщин, рожденных в своем, «правильном» теле.
Но исправление «недостатков» затягивает, и скоро ты поймешь, что так сложно смотреть в зеркало на себя настоящую. Помнишь, какое чувство радости и самодовольства возникает, когда фильтр в инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) осыпает лицо блестками, и твое лицо выглядит так, как надо? И как грустно смотреть на себя без всех этих ушек и румяных щек…
Минутка банальностей: вот эта ты, с красными глазами, прыщами и квадратной талией – уже произведение искусства, которому не нужна лакировка. Представь, если бы безбровую, смуглую и полную Мона Лизу протащили бы через все фотофильтры? Она бы стала худей, гламурней, приятней на вид… но она перестала бы быть Мона Лизой, и вместо Лувра заняла бы место на рекламной страничке посредственного журнала.
Мы привыкли думать, что должны работать над собой, что впереди нас ждет то самое тело и лицо мечты.
Да только эти мечты внушены молодым девушкам, чтобы зарабатывать на них деньги. Не думай, что мы продвигаем какую-то теорию заговора: люди, что выкладывают исключительно обработанные картинки, могут даже не задумываться о своем влиянии. Но «игра по правилам» этой огромной иллюзии красоты только укрепляет комплексы и неуверенность в себе. Поэтому лучшее, что ты можешь сделать – установить свои правила. Саму себя ты не обманешь: стоит ли красивая картинка в ленте самооценки?