Общество представляет собой множество социальных институтов, которые объединяют людей в определенные группы и образуют систему. Но, к сожалению, очень часто система лишает человека индивидуальности, свободы мнения и проводит всех к общему знаменателю. Система всегда равнодушна, она работает по определенным законам, никогда не подразумевает того, что ты будешь счастлив внутри ее. Поэтому сегодня мы поговорим о фильмах и сериалах, в которых люди боролись с системой за право жить.
«Колония Дигнидад» (Флориан Галленбергер, 2015)
Вместо сюжета предлагаем прочитать исторический факт, который лег в основу киноработы. Что такое Колония Дигнидад? Организация, предполагающая благотворительную и общеобразовательную деятельность, созданная в 1961 году Паулем Шеффером, иммигрировавшем из Германии в Чили, дабы избежать наказания за военные преступления. Шеффер добился возможности создать коммуну со своими собственными законами. Власть Чили не распространялась на «Колонию Дигнидад», а ее лидер имел право вершить в ее стенах свое собственное правосудие. Несмотря на вполне демократичный, прилежный устав, коммуна на деле представляла из себя тюремный лагерь площадью более 17 тысяч гектаров, окруженный колючей проволокой и башнями с автоматчиками.
Руководство Чили закрывало глаза, но то, что происходит в «Колонии Дигнидад», ведь туда можно отправить любого человека, и он скорее всего больше никогда не появится в цивилизованном мире. Все въезды на территорию колонии властями были тщательно спланированы, люди вели себя точно по плану, все это было не больше чем жестокой игрой. Мужчины и женщины жили в разных бараках, не имея возможности общаться и взаимодействовать. Детей отнимали сразу же после рождения. Всяческое общение между родственниками пресекалось. В людях взращивалась гендерная ненависть, а маленькие мальчики подвергались насилию со стороны Шеффера, который считался мессией. Любое несоблюдение правил колонии каралось физической расправой.
«Левиафан» (Андрей Звягинцев, 2016)
Несмотря на то, что работа получила награду «Золотой глобус», она вызывала настоящий резонанс и получила множество негативных отзывов. История о том, как несправедливость торжествует в нашем обществе мало кого в России может удивить. Достаточно почитать актуальную публицистику и общественно-политические СМИ, чтобы быть погребенным под валом таких историй. Однако в фильме Звягинцев вскрывает все наше естество: с постоянным терзающим изнутри червяком сомнения, вечным «может надо было не высовываться», со свойственным нам аполитизмом, склонностью постоянно терпеть все невзгоды (то есть, бесцельно страдать). С постоянным страхом перед властью, которая видится как единый монолит. В этом кино система ломает человека, и, к сожалению, это очень близко к нашим реалиям.
«Рассказ служанки» (Майк Баркер, Рид Морано, Флория Сигизмонди, Кейт Дэннис, Кари Скогланд, 2017)
«Обычное – это то, к чему мы привыкли» или история о том, как хрупок наш мир. Рассказ служанки понравится тем, кому пришлись по душе «1984» Оруэлла и «О дивный новый мир» Хаксли. Это современная антиутопия, отвечающая на вопрос: «Зачем нужен феминизм и чем так страшен патриархат»? Именно этот сериал лишил меня сна недавно, настолько он прекрасен в своей гиперболизации и настолько тяжел. Мне было чрезвычайно трудно его смотреть, я бы даже сказала, невыносимо, но это шедевр. Я серьезно. Многие противники этой работы заявили о том, что автор сгущает краски, но я уверена, что если дать определенным людям возможность управлять, «Рассказ служанки» мгновенно станет реальностью. Извращенное понятие морали, аргументируемое религией. Разделение мужчин и женщин и тотальное ущемление вторых. Физическое и психологическое насилие, убийства и кража детей. В общем, patrĭa potestas во всем своем многообразии и уродстве – это то, что ты увидишь. Прекрасно передана удушливая, лживая и лицемерная атмосфера ультраконсервативного общества, на фоне которого словно цветок раскрывается характер главной героини, пусть и очень болезненно. Тут, конечно, надо стоя аплодировать Элизабет Мосс, которая не обладая среднестатистическим внешними данными заставила меня в качестве зрителя ловить каждый ее вдох.
Фильм снят по мотивам книги знаменитой феминистки Маргарит Этвуд, в 1985 году. Поражает, что подобные произведения не имеют срока годности. Поэтому сериал можно назвать лишь предостережением и помнить, что самые глобальные перемены происходят мягко. Глазом не успеешь моргнуть, а ты уже сидишь в платье до пола со словами: «Пред его очами».
«(М) Ученик», (Кирилл Серебренников, 2016)
В качестве русской альтернативы восприятия религии, доходящего до сектантства, советую посмотреть фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», в основу которого легла пьеса «Мученик». После просмотра еще несколько дней не проходило ощущение несправедливости. Фильм о том, что любое благо можно обратить в оружие, что любой радикализм превращается в жестокость, а идея, доведенная до пика, в итоге все равно становится тоталитарной. Фильм также и о том, что страх, равнодушие и однобокость современного мира способны с легкостью уничтожить те крупицы хорошего, что в нем осталось. Такой, знаете, «Матренин двор» Солженицына получается. На мой взгляд, фильм гениальный и я горжусь, что его снял наш соотечественник. Многие назвали фильм «издевкой», но я бы тут использовала фразу «несвятые святые».
«Американская история ужасов (Культ)», (Брэдли Букер, Майкл Аппендаль, Альфонсо Гомез-Рейон, Майкл Леманн, 2017)
Даже если тебе не хочется смотреть 6 первых сезонов (что зря), я настоятельно рекомендую посмотреть последний, так как на его фоне меркнут все предыдущие. 7-й сезон носит название «Культ» и он максимально политизирован, действие разворачивается на фоне выборов президента Америки. Удивительно, насколько тонко и быстро создатели передали атмосферу целого государства. Сериал вызывает страх, но пугают в нем далеко не ужасы типичного хоррора, а ужасы наших реалий. В нем ты увидишь руководство по тому, как власть обретает силу, как с помощью страха можно подчинить себе людей и насколько просто одному человеку сломать тысячи жизней. Ты увидишь то, чего боятся американцы и, возможно, примеришь эту историю на себя. Потому что в некотором роде мы тоже переживаем культ, только иного характера. И это страшно. Единственный момент, важно очень внимательно смотреть, чтобы понять в чем соль, но оно того стоит.
«Тайна 7 сестер», (Томми Виркола, 2017)
На этот раз режиссер Томми Виркола в довольно метафоричной манере порассуждал на тему перенаселения. Представь себе ситуацию, что в мире, где семейным парам разрешено иметь только одного ребенка, рождается семь сестер-близняшек. Государство предлагает «усыпить» их до лучшего времени, но родители решают сохранить всех и дают малышкам имена в честь дней недели. Так девочки и появляются на людях – каждая в свой день. А потом эти же девочки попадают в беду и раскрывают вселенский заговор.