Пожалуй, самое интересное в 30-летней кинокарьере Стивена Содерберга — это то, что он гений без шедевров. Он никогда не делал ничего скучного, но при этом всегда был настолько озабочен экспериментированием, что никогда не делал ничего, чего можно было бы ожидать от такого амбициозного режиссера. Содерберг мог бы снимать кофейный столик в течение двух часов и сделать его интересным, — но всегда, кажется, держит что-то в тайне. Он великолепен, но сдержан.
Стивен Содерберг по-прежнему остается одним из самых любопытных режиссеров на планете, а каждый его новый фильм — обязательный к просмотру. Ниже я расскажу тебе о тех его проектах, которые должен заценить каждый.
Заражение (2011)
Содерберг собрал действительно звездный состав для медицинского триллера о стремительном распространении вируса и панике, которую он вызывает во всех слоях общества. Как и в оскароносном фильме «Траффик», Содерберг соединяет несколько историй пострадавших — людей, заразившихся болезнью, и тех, кто отчаянно пытается найти лекарство, чтобы ее остановить.
Удача Логана (2017)
Это каперская комедия, которая может показаться легким кино, но она демонстрирует, что режиссер всегда знает, о ком он снимает, делает ресерч и погружается в материал. Кроме того, Содерберг любит играть с кинозвездами — здесь он позволяет Дэниелу Крейгу оторваться на полную катушку в восхитительно хамском исполнении роли взломщика сейфов по имени Джо Бэнг.
Англичанин (1999)
В остросюжетном криминальном триллере Теренс Стэмп играет роль только что вышедшего из тюрьмы британского хулигана, который отправляется в Америку, чтобы выяснить, кто убил его дочь. Содерберг рассказывает современную историю с помощью флешфорвардов и флэшбэков (при этом он использует кадры из фильма Кена Лоуча 1967 года «Бедная корова», на которых изображен молодой Теренс Стэмп, и включает их в флэшбэки).
Трилогия Оушена (2001, 2004, 2007)
На фоне драматической фильмографии Содерберга его ремейк комедии «11 друзей Оушена», а также последующие фильмы серии — «12 друзей Оушена» 2004 года и «13 друзей Оушена» 2007 года — кажутся просто забавными: стая кинозвезд развлекается в Вегасе и просто хорошо проводит время. Сюжет криминального фильма сложен (хотя и тонок), но зрителям было все равно — они выстраивались в очередь, чтобы получить то же удовольствие, что и банда Оушена.
Царь горы (1993)
Вероятно, самый недооцененный фильм Содерберга. Это кино в трущобах Сент-Луиса 1933 года рассказывает о 12-летнем Аароне (Джесси Брэдфорд), которого практически бросила семья — его отец работает коммивояжером, брат отправлен жить к родственникам, а больная мать находится в санатории. Из-за всего этого Аарон, живущий в обветшалом отеле, может свободно ходить по его коридорам и общаться с отчаявшимися жильцами. Великолепная работа.
Вне поля зрения (1998)
Сегодня «Вне поля зрения» выглядит как фильм с участием звездных звезд, но в то время это было совсем не так. Когда Содерберг набирал их, Клуни все еще снимался на телевидении в «Скорой помощи», а Лопес была танцовщицей из «Цвета жизни». Но это не имело значения. Химия между ними была нереальной, а режиссура Содерберга превратила взаимодействие актеров в роскошный спектакль.
Супер Майк (2012)
Одним из самых рискованных фильмов Содерберга стал «Супер Майк», в основе которого лежит опыт звезды Ченнинга Татума, зарабатывавшего на жизнь мужским стриптизом. Благодаря умному сценарию Рида Каролина, Содерберг сделал проницательный ход, рассматривая танцоров как личностей, у каждого из которых своя история и свои причины для выбора данной профессии, и это добавляет сложности сюжету. Стриптиз — это просто бонус.
Эрин Брокович (2000)
На первый взгляд «Эрин Брокович» кажется обычной кинобиографией, но на самом деле это нечто гораздо более редкое — фильм о кинозвезде, пропитанный чувством независимого кино. Джулия Робертс is iconic, но складывается ощущение, будто она играет главную роль в инди-фильме, который может железно укрепить или напрочь сломать ее карьеру. Содерберг отлично работает с актерами, но еще лучше он справляется с признанными кинозвездами.
Секс, ложь и видео (1989)
Именно с этого фильма началась история Содерберга. Получивший «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 1989 года, фильм «Секс, ложь и видео» рассматривает человеческие отношения через камеру бродяги по имени Грэм, который снимает на видео женщин, желающих рассказать о своих сексуальных разочарованиях. За сценарий Содерберг получил свою первую номинацию на премию «Оскар», а также первый «Золотой глобус».
Траффик (2000)
Есть фильмы Содерберга, в которых звезды дают волю чувствам, но «Траффик» не один из них. Используя технику, известную сегодня как гиперсвязное кино, Содерберг исследует мексиканскую нарковойну, соединяя три разные сюжетные линии. За режиссуру «Траффика» Содерберг получил премию «Оскар» в номинации «Лучший режиссер», несмотря на то, что был номинирован против самого себя за «Эрин Брокович», что та еще редкость!
Больница Никербокер (2014-2015)
В начале десятилетия режиссер попал в заголовки газет, когда заявил, что уходит из кинематографа, чтобы сосредоточиться на телевидении. С тех пор он успел выпустить несколько фильмов, но заявление Содерберга совпало с выходом сериала «Больница Никербокер» на канале Showtime.
Действие сериала происходит в одной из больниц Нью-Йорка на рубеже 20-го века, и он посвящен темной стороне современной медицинской и хирургической практики. Сериал, в котором играют Клайв Оуэн и Андре Холланд, затрагивает такие проблемы, как расизм и наркомания. Кстати, Содерберг настоял на том, чтобы сериал снимался с использованием естественных источников света.