Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

theGirl

На первый взгляд у Исао Такахаты фильмография не так велика, как у других режиссеров и сценаристов. Это обусловлено тем, что он никогда не гонялся за славой и всегда придерживался собственного стиля: его работы — симбиоз тонкого юмора и повседневности, за которыми кроется глубокий подтекст.

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

IMDb

В работах Исао ты не увидишь супергероев или бьющегося через край экшена, зато проникнешься близкими к жизни истинами, о которых автор рассказывает на своем опыте. Сегодня мы подробнее поговорим о творческом пути, становлении режиссера и докажем, что без Такахаты не было бы Миядзаки.

Выбор творческого пути 

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

IMDb

Такахата родился в многодетной семье 29 октября 1935 года. Только представь, Исао был младшим из семи братьев и сестер! В специализации автор был уверен с самого начала: в 1959-м его выбор пал на изучение французской литературы, которой он впоследствии обучался в Токийском университете. Вдохновившись французским мультфильмом Поля Гримо «Король и птица» во время студенческих лет режиссер понял, что его увлекает сфера анимации.

Он точно знал, что не хочет рисовать сам, но писать сценарии и занимать кресло режиссера казалось ему интересной идеей. Поэтому уже после окончания университета Исао прислушался к совету друга, предложившего попробовать свои силы в недавно открывшейся студии Toei Doga, ныне известной как Toei Animation. 

Такахата успешно сдал вступительные испытания и был нанят в качестве помощника режиссера. Его наставником стал аниматор Ясуо Оцука, с которым они вместе трудились над созданием японских шедевров. Точкой отсчета в фильмографии Такахаты принято считать аниме «Кэн — мальчик-волк» 1963 года.

Дебют с «Принцем севера» и дружба с Миядзаки

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Legion Media

Спустя некоторое время Оцука предложил Такахате снять собственый анимационный фильм. Режиссер прислушался и уже в 1968-м дебютировал со своим первым аниме в полном метре под названием «Принц севера». Над этой картиной работала целая команда, в том числе наставник Исао, который руководил процессом в роли главного режиссера, и другой сотрудник Toei — еще малоизвестный на тот момент Хаяо Миядзаки, выступивший в качестве главного художника. 

Знакомство с Миядзаки, который пришел в студию через четыре года после Такахаты, зародилась моментально: он увидел в Хаяо идеальное дополнение себя, человека, который языком анимации смог выразить то, чего не смог он. В одном из интервью Исао с особым трепетом прокомментировал их дружбу: «Мы стали друзьями сразу же. Мы говорили обо всем на свете, начиная от мультфильмов, которые мы хотим создавать, и заканчивая жизнью вообще. А когда мы начали работать вместе, я понял, насколько талантлив этот человек».

Становление мастера

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Хайди, девочка Альп» 

Пути Такахаты и Toei разошлись в 1971-м: студия дала ему путевку в жизнь, но в будущее не поверила. Вместе с ним также ушли Миядзаки и Ёйти Котабэ. Троица приступила к работе над адаптацией «Пеппи Длинныйчулок» для чего Хаяо и Исао даже полетели в Швецию, но безрезультатно: создательница героини Астрид Линдгрен ответила отказом. 

После ухода из Toei Такахата и Миядзаки начали кочевать по студиям: они успели поработать на TMS Entertainment, где занялись производством аниме «Люпен III» по одноименной манге Казухико Като, а после выпустили мультсериал «Панда большая и маленькая», в котором использовали наработки из «Пеппи Длинныйчулок». 

На волне успеха Такахата и Миядзаки в 1974-м году выпустили сериал «Хайди, девочка Альп» для Zuiyo Enterprise. Вскоре дочерняя компания студии была переименована в Nippon Animation, в которой Исао задержался и проработал аж десять лет! До создания Ghibli оставалось совсем немного. 

Студия Ghibli

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Навсикая из Долины ветров»

Бесценный опыт, полученный Миядзаки и Такахатой на различных студиях, позволил им задуматься над созданием собственной. В 1979 году Хаяо выпустил свое первое полнометражное аниме «Люпен III: Замок Калиостро», которое стало успешным в коммерческом плане и получило высокие оценки критиков. 

Окрыленный удачей, в 1982-м Миядзаки начинает работу над новой картиной «Навсикая из Долины ветров», которая стала экранизацией одноименной манги режиссера. В качестве продюсера и помощника Хаяо не видел никого другого, кроме своего друга. После этой работы студия чаще выпускала режиссерские работы Миядзаки, а Такахата выступал в качестве продюсера и помогал с раскадровками.

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Могила светлячков»

Официальной датой основания студии принято считать 1985 год, когда укоренился основной костяк сотрудников: в него входили не только Миядзаки и Такахата, но и коллеги из студии Topcraft, которые работали над «Навсикаей», а также продюсер Тосио Судзуки. И хотя многие из работ Ghibli принято ассоциировать с именем Хаяо, вклад Исао нельзя недооценивать. Его режиссерским дебютом стала картина «Могила светлячков» — по мнению многих, одна из лучших работ студии. 

Последние аниме Такахаты

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Красная черепаха»

В начале 2010-х Такахата объявил, что собирается срежиссировать свой последний фильм для студии Ghibli — «Сказание о принцессе Кагуя», который вышел в 2013 году. Примерно в то же время и Миядзаки объявил о своих планах уйти на пенсию. В 2015-м фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».

Еще какое-то время Исао продолжал работать в Ghibli. В 2016-м он выступил в роли продюсера в фильме «Красная черепаха» — первый художественного проект голландского режиссера-аниматора Михаэля Дюдока де Вита, который решил посотрудничать со студией Миядзаки и Такахаты.

В 2018 году случилось горе: режиссер скончался 5 апреля по причине рака легких в возрасте 82-х лет. 15 мая в музее Ghibli в Токио состоялась церемония прощания с великим Исао. Хаяо Миядзаки на похоронах впервые нарушил молчание и высказался по поводу утраты друга и коллеги: «Я был убежден, что Паку-сан (прозвище Такахаты) доживет до 95 лет, но он, к сожалению, скончался. Это заставило меня понять, что мое время тоже ограничено. Это еще один, последний урок, который он мне преподал. Спасибо, Паку-сан».

Лучшие работы Исао Такахаты 

Принц севера (1968)

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Постер к аниме «Принц севера»

Времена невиданных напастей, опустошающих людские селенья одно за другим — призрачные волки, ледяные мамонты и коварные оборотни несут смерть всему живому. Даже стойкие воины не могут противостоять могущественному колдуну Грюнвальду, желающему подчинить себе этот суровый край. 

В это смутное время в одном из селений со своим отцом проживает отважный мальчик Хольс, которому местный Бог дал прозвище Солнечный. Герой пока не догадывается, что его ждут суровые битвы за титул называться Принцем севера.

Могила светлячков (1988)

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Могила светлячков»

Фильм о Второй мировой войне, по сюжету которого 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко остались совсем одни, потеряв всех близких. Мальчик в одночасье становится взрослым и осознает, что от него зависит жизнь единственного дорогого сердцу человека.

После смерти матери дети отправляются жить к тете, но она не особо рада гостям, поэтому им приходится уйти из дома. Укрывшись в заброшенном убежище, Сэйта и Сэцуко пытаются выжить собственными силами. Такахата создал это аниме, столкнувшись с войной на собственном опыте, которая оставила глубокие раны на его сердце и поспособствовала созданию этого культового аниме.

Еще вчера (1991)

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Еще вчера»

После успеха своего первого военного и автобиографического фильма Исао начинает работу над своей следующей картиной — «Еще вчера». Ностальгический рассказ о 27-летней Таэко, который повествует о том, что иногда, чтобы понять свое настоящее, нужно вернуться в прошлое.

Именно это осознала героиня, приехав в отпуск из шумного Токио в деревенскую глушь. Помогая сестре на ферме, девушка то и дело возвращается к воспоминаниям о школьных годах и понимает, что для нее на самом деле имеет значение в жизни. 

Помпоко: война тануки в период Хэйсэй (1994)

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Постер к аниме «Помпоко: война тануки в период Хэйсэй»

Потрясающая сказка от Исао Такахаты! На окраинах современного Токио живут волшебные существа — тануки. Они безобидны и милы, от людей держатся подальше и не вмешиваются в их дела. Но с началом застройки отдаленных районов лес енотовидных собак оказался под угрозой. 

Звери решили вспомнить древнее искусство перевоплощения и начать войну против захватчиков, чтобы сохранить свой лес. Смогут ли тануки одержать победу в этом героическом, но обреченном на победу сражении или же существам придется пойти на поводу у своих врагов?

Наши соседи Ямада (1999)

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Наши соседи Ямада»

Хоть и в большинстве своем работы Такахаты очень философские и глубокие, в его фильмографии также есть место повседневным и легким аниме. Сюжет повествует об обычной семье Ямада, состоящей из папы, мамы, бабушки, сына Нобору и дочки Ноноко.

Как закон подлости, каждый день с ними происходит что-нибудь занятное: то дочку в супермаркете забудут, то мама с папой не могут поделить пульт от телевизора, то бабушка затеет странную готовку. Аниме походит на настоящий ситком, который нацелен поднять зрителю настроение.

Сказание о принцессе Кагуя (2013)

Ghibli не равно Миядзаки: история успеха японского режиссера Исао Такахаты
Фото

Кадр из аниме «Сказание о принцессе Кагуя»

Одна из последних работ Исао Такахаты, а по совместительству — грустная и мудрая история о выборе жизненного пути. Старик, зарабатывающий продажей бамбука, как-то раз находит в лесу маленькую девочку размером с палец. 

Мияцуко и его жена удочеряют ее, и они начинают жить вместе. Но все меняется после того, как отец семейства находит в бамбуке дорогие наряды и украшения, достойные особы королевских кровей. Он решает, что его малышка непременно должна стать принцессой, и хочет отправить ее в столицу. Как сложится дальнейшая судьба девушки, узнаешь, посмотрев это трогательное аниме.