Кто-то хочет стать моделью, кто-то дизайнером, а кто-то и вовсе главным редактором глянцевого журнала. Но в мире моды есть много удивительных специальностей, о которых большинство даже не догадывается. Да и знакомые профессии скрывают неожиданные подводные камни, о которые разбиваются надежды и чаяния начинающих Миранд Пристли (героиня Мерил Стрип, фильм «Дьявол носит Prada).
Если хочешь узнать, чем на самом деле занимаются в модных журналах, и какие еще необычные специалисты востребованы в модном бизнесе, то этот текст — для тебя!
Байер
Байер — очень ответственная работа. Этот человек отбирает вещи, которые потом будут продаваться в магазине: одежду, обувь, аксессуары или мебель (если это мебельный магазин). Он ездит по всему миру и ищет классные вещи на показах или закрытых презентациях. От байера зависит успех магазина. Он может привести его к триумфу или краху. Байеры работают не только в мультибрендовых или люксовых магазинах. Многие масс-маркет сети прибегают к их услугам.
Выбор ассортимента — только верхушка айсберга в этой профессии. После отбора вещей байер заказывает и организовывает доставку всего того, что он отобрал. На него обрушивается кипа бумаг, которые нужно заполнить: отчеты, бланки заказов и прочее…
Так что, если выберешь этот путь, будь готова к скучной бумажной работе, которая будет «съедать» большую часть времени.
Продюсер
Обычно при слове «продюсер» в голове возникает образ лощеного дядечки или тетечки, которые занимаются финансами (или вообще непонятно чем), и почему-то всегда главный. Как правило, мы связываем эту профессию с миром музыки или кино, но и в модных журналах есть свои продюсеры. Без них не обходится почти ни одна съемка.
Продюсер — этот тот человек, который отвечает за все: от еды до погоды на съемочной площадке.
Он ищет место для съемок, координирует работу команды и общается со звездами. Задачи продюсера шире, чем у организатора. Успех съемок во многом зависит от того, насколько точно он сможет подобрать все компоненты съемки, исходя из концепции, предложенной фотографом и стилистом, и собрать их в единую картину. Чтобы стать продюсером, нужно иметь волевой характер и уметь быстро принимать решения, ведь малейшие трудности во время съемки моментально станут твоей проблемой.
Готовься к тому, что на тебе будет лежать ответственность за опоздание кого-то из членов команды (начиная от звезды заканчивая грузчиком), внезапный ураган, из-за которого сломалось все оборудование на площадке или неожиданно наступивший апокалипсис, сорвавший съемку. Все это (кроме последнего пункта) случалось с нашими продюсерами, но, они мужественно находили выходы из любых ситуаций. Если ты сможешь молниеносно решать проблемы, порой меняя концепцию на ходу, то эта работа для тебя.
Сет-дизайнер
Кто делает модную съемку? Фотограф снимает, визажист красит, стилист подбирает луки, а модель позирует в красивых декорациях… Стоп, а ты когда-нибудь думала, кто создает эти декорации? Этим занимаются сет-дизайнеры. Как правило, ими становятся художники, и им по силам практически все. Они могут воссоздать настоящую комнату в условиях маленькой фотостудии (где две трети заняты техникой), или собрать футуристичные декорации за ночь из кучи коробок и ведра краски.
В этой работе есть свои сложности: постоянные авралы и сжатые сроки — неизбежные издержки этой работы. Порой сет-дизайнер может не спать по несколько суток, ведь иногда концепция утверждается за 48 часов или за ночь до съемки. Но самая главная проблема — это непостоянный заработок, потому что не всегда для фотосессий нужны декорации. Поэтому лучше освоить еще какую-нибудь творческую специальность, например дизайнер витрин.
Дизайнер витрин
Дизайнер витрин и визуальный мерчендайзер — это не одно и то же. В отличие от мерчендайзера, который раскладывает товары так, чтобы их захотелось купить, и думает, прежде всего, о прибыли, дизайнер создает творческие концепции витрин и отвечает за их эстетический вид. Работа дизайнера витрин во многом перекликается с сет-дизайном и разработкой театральных декораций.
В больших известных магазинах (таких, как московский ЦУМ или лондонский Selfridges), как правило, имеется целый штат художников и дизайнеров витрин. А крупные бренды (и люксовые, и недорогие), заказывают оформление у агентств или известных дизайнеров, и используют универсальное решение по всему миру, чтобы витрина бренда была узнаваемой.
Режиссер показов
Показы — неотъемлемая часть жизненного цикла моды. С них начинается новый сезон. Чтобы поставить дефиле требуется много времени на подготовку. Показ — это настоящее шоу, спектакль. Ему предшествуют многочасовые кастинги моделей, работа с музыкантами, осветителями и декораторами, совсем как перед бродвейской постановкой. Даже походка моделей требует репетиций.
За все эти действия отвечает режиссер показа, ведь у дизайнеров перед Неделей моды катастрофически не хватает времени. Согласовывая концепцию с режиссером, модельер отдает в его руки важную часть работы. Хорошая постановка может «вытянуть» неудачную коллекцию, и наоборот, плохая способна «убить» самую талантливую задумку дизайнера.
Стилист
Работа стилиста — мечта многих девушек. Еще бы, ведь получать деньги за поездки по классным магазинам в поисках красивой одежды кажется чем-то увлекательным и легким. Но на самом деле стилист — не такая легкая профессия, как кажется на первый взгляд. Во-первых, из удовольствия шопинг превращается в тяжелую работу в буквальном смысле. Вынося по 20 пакетов из магазина, стилист едет с ними на другой конец города в следующий шоурум и так целые день.
Конечно, в этой работе есть свои бонусы: вечером на презентации знакомый дизайнер может подарить (или хотя бы дать скидку) на платье или туфли, которые, скорее всего, стилист продемонстрирует на следующий день на съемке в 6 утра. Ранними подъемами сложности в работе стилиста не исчерпываются. На съемках стилист должен уметь найти подход к звезде и уговорить самую капризную знаменитость надеть то, что было задумано.
Кроме этого, стилисту нужно найти общий язык с фотографом, чтобы согласовать концепцию съемки. После фотосета, стилист опять едет в магазин с кучей пакетов. На этот раз, чтобы отдать вещи назад. И в душе молится, чтобы на них не было пятнышек, зацепок и все бирки остались на месте, потому что деньги за испорченные вещи придется выплачивать из своего гонорара.
Модный обозреватель
Модный журнал — это не только съемки и картинки. В любом уважающем себя издании о моде ты найдешь не только пару строчек о новых туфлях, но и полноценные тексты о последних трендах, новых именах в дизайне, обзоры показов и новости из мира моды. Эти статьи пишут не стилисты, а модные обозреватели.
Дизайнеры сажают их на самые почетные места на показах и стараются поддерживать дружеские отношения, ведь именно они потом напишут рецензию на их коллекцию. Эта работа не такая динамичная, как у стилиста, но если ты любишь копаться в книгах в поисках интересного факта из истории моды, то это твоя ниша.
Фотограф
Фотограф — важная персона в мире моды. Они самые высокооплачиваемые творческие специалисты в индустрии. Фотографы снимают модные истории для журналов, делают репортажи с Недель моды и выискивают необычно одетых людей на улицах.
Как правило, фотограф, снимающий моду, специализируется на чем-то одном. Кто-то любит постановочные истории, кто-то охотится за свежими трендами на улицах модных столиц, а кто-то снимает показы и бэкстейджи. У фотографа нет права на ошибку. В отличие от стилиста, у которого в запасе всегда есть пара луков, фотограф не может переснять историю на следующий день, если что-то пошло не так.
К тому же на съемках модных историй для журналов фотографы должны учитывать пожелания заказчика и согласовывать концепцию со стилистом. Кроме того, модные фотографы — внештатные специалисты и получают гонорары за съемки, а не зарплату. Конечно, хороший фотограф не будет сидеть без дела, но чтобы добиться успеха, придется потратить много сил и средств на обучение, тренировочные съемки (для портфолио) и технику.