Мамору Осии подарил миру самое известное нуарное аниме во всей истории — «Призрака в доспехах». Он же создал одну из знаковых девушек-инопланетян — Люм и именно он заворожил зрителей невероятной анимацией. Этот режиссер вдохновил многих культовых личностей на создание таких же культовых работ. Давай сегодня разберем его путь, посмотрим лучшие аниме и узнаем, почему же он никогда не сотрудничал с другим аниме-гигантом — студией Ghibli Хаяо Миядзаки.
Творческий путь Мамору Осии
Мамору Осии — известный японский кинорежиссер и сценарист. Любовь к кино у него зародилась еще в детстве. Отец Мамору был частным детективом и часто сидел дома, поэтому все свободное время он проводил в кино, куда брал маленького сына. В дальнейшем Мамору полюбятся фильмы Феллини, Бергмана, Годара, Кубрика и Тарковского, что сильно скажется на его работах.
В начале своего пути Мамору даже хотел стать писателем, но передумал и поступил в Токийский университет на режиссера. Вот только на занятия он не ходил, а подрабатывал кем придется и… снимал фильмы. После окончания университета ему не удалось найти работу, потому что киноиндустрия тогда переживала кризис. Поэтому он устроился режиссером в радиокомпанию, но вскоре ушел из-за задержек заработной платы.
Однажды Осии наткнулся на объявление анимационной студии Tatsunoko Production, им требовался художник-раскадровщик. Именно отсюда и начался карьерный путь именитого режиссера. Здесь он встретил Хисаюки Ториуми, который стал для него примером и учителем на всю жизнь, позже Осии признавался, что Ториуми научил его «жить жизнью режиссера».
Далее в жизни Мамору будет огромное множество интересных проектов, которые сделают его культовым режиссером. Одним из таких является первый сериал в Японии, выпущенный в формате видеоносителя — «Даллос». С этой работой Осии пришлось много настрадаться, потому что бюджет был достаточно маленький. Впоследствии сериал служил рекламной кампанией для Bandai, чтобы поднять продажи игрушек для мальчиков.
Разногласия между Осии и Ториуми привели к тому, что многие сюжетные линии в сценарии остались незавершенными, однако сериал все же получил коммерческий успех. Работая над Даллосом, Мамору приобрел большой режиссерский опыт, который особенно сильно пригодится ему в следующих проектах.
Стиль Мамору Осии
Аниме Мамору Осии отличается своим уникальным стилем, режиссер сочетал и противопоставлял элементы фантастики с элементами реальности так, что создавалось ощущение живого фильма в анимации. Его главная работа — «Призрак в доспехах» — увенчалась мировым успехом и стала примером для других культовых работ, таких как «Матрица» и «Шейкдаун на берегу залива».
Секрет такой живости заключается в том, что Мамору придавал смысл каждому кадру. Анимационная раскадровка должна передавать полный спектр эмоций, которые испытывает персонаж, или любое действие, чтобы зритель видел изображение определенным образом.
В отличие от фильма, в анимации все создается с нуля, там нет готового человека, способного передать любую эмоцию, а тут есть художник, который воплощает свою задумку с помощью карандаша. Например, чтобы передать какую-то эмоцию в аниме, необязательно показывать ее через человека. В «Патлабор 2: Фильм» Мамору решил передать тьму, нависшую над семьей, с помощью темного и открытого шкафа, а лицо героя оставить безэмоциональным. Так каждый кадр в анимации несет в себе определенный символ и намерение.
Еще одна особенность анимации Мамору —- добавление бессмысленного шума. Он говорил, что важно иметь «непонятные и бессмысленные нарезки, которые нарушают или изменяют ход истории». Например, в той же картине «Патлабор 2: Фильм» есть сцена с птицами, которую режиссер назвал бессмысленной. Хотя изначально может показаться, что они делают акцент на людях и автомобилях или направляют зрителя в определенную сторону, но нет.
Здесь все просто: в кино по независящим причинам может образоваться ненужный шум, которые зритель может понимать как символ, но это не так. Осии же добавляет птиц, для того чтобы создать тот уровень глубины, который существует в живом фильме.
Лучшие аниме Мамору Осии
«Призрак в доспехах» — одно из лучших нуарных аниме, принесшее Мамору Осии мировую популярность. Именно это аниме стало известно по всему миру и вдохновило многих кинематографистов. Например, сестер Вачовски, которые сняли культовую «Матрицу».
Сюжет разворачивается в футуристичной Японии, в мире пост-апокалипсиса, где люди ведут войны. Они, в свою очередь, привели к технологическому прорыву, следствием которого стали механические детали, способные заменять человеческие органы. А при помощи мозгового импланта можно подключаться к Сети и обмениваться информацией. Главной героиней здесь является женщина-киборг-полицейский Мотоко Кусанаги, она выслеживает опасного хакера, известного как Хозяин Марионеток.
«Яйцо Ангела» — самое завораживающее и сложное аниме Осии. Здесь большой акцент поставлен не на слова, а на мысли и эмоции, передающиеся с помощью символов и аллегории. История разворачивается в мрачной атмосферной стране, которая, визуал которой передан бесподобно, а все это сопровождает еще и потрясающая музыка.
Сюжет разворачивается вокруг молодой загадочной девушки, которая бродит по этой стране, неся большое яйцо. Зрители наблюдают за тем, как девушка пытается спасти свою жизнь, ища еду и воду, а также яйца, защищая их своим платьем.
«Девушка-захватчик Люм» — красочное аниме с веселой историей, в котором главной героиней является инопланетная девушка, ставшая потом одной из самых знаковых в мир аниме. Это одно из немногих аниме 80-х годов, которое получило перезагрузку в 2022 году под названием «Урусей Яцура».
История рассказывает об инопланетной девушке Люм, которая следит за маленьким мальчиком Атару, выбранным представлять Землю в игре против инопланетной расы, которая планирует вторжение на Землю. Если Атару победит, то пришельцы уйдут, на его пути встречается Люм, которая поражает его своей красотой, да еще и умеет летать.
«Небесные тихоходы» — считается одним из самых глубоких и атмосферных аниме Мамору Осии. Невероятное изображение сражений в воздухе, происходящее в альтернативной истории, где в мире царит мир, а между летчиками идет война, потому что люди не могут без нее жить.
Мамору рассказал в этом аниме о том, что человечество постоянно живет в агрессии и требует смерти. Грустная история рассказывает о группе летчиков, которые сражаются со своими врагами в боях на небе.
«Мароко» — это веселый аниме-фильм о путешествиях во времени с милым художественным стилем и приятной историей. Оно является одним из самых смешных аниме Мамору Осии. Эта картина режиссера является оптимистичной и красочной.
В центре сюжета — молодая девушка, которая отправляется в путешествие на машине времени, чтобы навестить свою семью. Не все были довольны ее визитом, но все же предложили ей остаться, что и повлекло за собой хаос.
Скандал с Ghibli
В 1983 году Осии знакомится с Хаяо Миядзаки на совместном интервью журналу Animage. На тот момент Миядзаки был уже известен, а Осии только выпустил свой дебютный фильм. Для Мамору Хаяо был был примером: молодой режиссер восхищался его работами «Люпен 3: Замок Калиостро» и «Конан — мальчик из будущего».
Первые впечатления друг о друге у режиссеров сложились не очень хорошие. Позже Осии признается, что думал о нем: «Сперва он показался мне очень веселым человеком. Но когда разговор начал накаляться, он стал просто беспощаден и высказал мне много неприятных слов. Я сидел и думал: «Ну и сволочь!» Позже они подружились. Какое-то время Мамору даже жил на студии Миядзаки, когда у первого не было денег на жилье.
В 1985 году Ghibli задумала снять фильм «Anchor», где Миядзаки и Такахата выступали продюсерами, а Осии —- режиссером, но задумке так и не суждено было сбыться. Троица перессорилась из-за творческих разногласий. В 1995 году Мамору дал интервью журналу Kinema Junpo, где раскритиковал Ghibli за жесткие условия работы и сравнил с коммунистическим режимом, где Миядзаки — генсек, а Такахата — председатель партии. Также он признался, что студия научила его «как делать не надо», но, несмотря на разногласия, он хорошо относится к Хаяо.
Студия постоянно звала Мамору к себе, но тот постоянно находил отговорки. Кажется, их коллабу все-таки не бывать 😥