Чтобы отстоять свое место под солнцем, нужно проявлять сильные качества — ум, непокорность, хитрость, свободолюбие, принципиальность и храбрость. Но иногда это нелегко. Чтобы помочь тебе и вдохновить, мы сделали этот топ сильных женских персонажей классики, которые доказали свою первостепенную роль в сюжете, в литературе и в женской повестке.
Леди Джессика, «Дюна» Фрэнка Герберта
Такое ощущение, что у Фрэнка Герберта был список самых крутых характеристик для своей героини, и он не успокоился, пока не дописал книгу и не поставил галочки напротив каждого пункта списка.
Леди Джессика — член тайного политического женского ордена Бене Гессерит, единственная наложница самого горячего герцога мира «Дюны» — Лето Атрейдеса, мать его сына (будущего императора и Мессии) и Преподобная мать внушающего трепет пустынного племени фрименов. Добавим к этому, что она умна, красива, глубоко и всесторонне образована. И лишена каких-либо черт Мэри Сью, потому что все перечисленные качества и статусы приобретает в результате упорного труда, страшных сражений и самоотречения.
Короче говоря, если нужен пример сильной женщины не по рождению, а по воспитанию и образованию, то это Джессика. Иллюстрация, насколько опасна такая женщина — история Джессики в «Дюне».
«Принуждение людей, подчинение их своей воле приводит к циничному отношению к человечеству в целом. А такое отношение разлагает все, чего касается».
Элизабет Беннет, «Гордость и предубеждение» Джейн Остен
Гордая и предубежденная, саркастичная и романтичная, умная и веселая — неидеально идеальная мисс Беннет по нашей версии (и по мнению мистера Дарси).
Элизабет упорно отказывается поступать так, как ей навязывают, думает своим умом и сердцем и выбирает жить так, чтобы ей не было стыдно. Нам лично она особенно нравится тем, что не заискивает перед людьми, которые формально выше ее: мужчинами и титулованными особами. Может быть поэтому в итоге и те, и другие зависят от ее решений?
«Я бы простила ему его гордость, не задень он мою»
Джейн Эйр, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте
Юная девушка, похожая на эльфа, которая, как бы мир ни старался, не позволяет себя унижать. Бьют — дает сдачи. Дерзят — ставит на место. Обманывают — отказывает в доверии.
И каким бы травматичным этот опыт ни был, Джейн не разочаровывается в жизни. Ей помогают — она благодарит. Уважают — отвечает взаимностью. Любят — любит в ответ сильнее.
«Я не считаю, сэр, что у вас есть право командовать мной только потому, что вы старше меня или что вы в отличие от меня повидали мир. Ваше право на превосходство определяется тем, с какой пользой вы употребили ваше время и приобретенный опыт»
Феридэ, «Королек — птичка певчая» Решата Нури Гюнтекина
Если ты жертвенно привыкла думать, что все любят по-своему, и можно разрешить ставить себя на второе место, то смотри на Феридэ.
Эта девушка влюбляется в своего кузена Кямрана (раньше так можно было), но, узнав, что у него есть другая, сбегает со свадьбы навстречу одинокой, сложной и полной приключений жизни. Конечно, конец у романа счастливый, но, останься Феридэ невестой и женой сразу, история закончилась бы грустно.
«Да, несмотря ни на что, я была любима, я могла бы быть счастлива с тобой и, конечно, знала об этом. Этого мне показалось мало. Я захотела быть очень, очень, очень любимой, даже если не так, как люблю сама (такое невозможно), то хотя бы почти так»
Скарлетт О’Хара, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
Синоним выживания и находчивости — это Скарлетт О’Хара. Изнеженная девочка, жившая в роскоши и окруженная поклонниками, она сталкивается в одиночку с превратностями любви и ужасами войны и выходит победительницей из всех ситуаций. И это не пафос. Скарлетт своими силами восстанавливает разрушенное войной семейное поместье, заботится о близких, руководит бизнесом и ловко управляет светским миром. Не каждый человек на такое способен, и не каждый сможет это сделать так же изящно и так же бесслезно.
«Еще не родился тот мужчина, которого бы я испугалась»
Татьяна Ларина, «Евгений Онегин» Александра Пушкина
Любимая героиня Александра Сергеевича делает в XIX веке то, что многие из нас до сих пор боятся сделать. Она рефлексирует на тему своей влюбленности в Онегина, делает первый шаг и признается в любви, переживает отказ избранника, а потом сохраняет свой статус и достоинство, не купившись на уверения в его внезапно вспыхнувших чувствах.
Татьяна являет собой образец женского самоуважения и показывает важность честных отношений и чистых помыслов. Ну, действительно, чем думал Онегин, когда решил вскружить голову не девочке из деревни, а даме высшего света? Наверное, немного о любви и много — о своем эго.
«То знайте: колкость вашей брани, холодный, строгий разговор, когда б в моей лишь было власти, я предпочла б обидной страсти и этим письмам и слезам»
Анна Одинцова, «Отцы и дети» Иван Тургенев
Если Татьяна Ларина смогла побороть в себе искреннее и нежное чувство, то Анна Одинцова выбрала свободу, соотнеся ее ценность с ценой сильного краша. Иначе ее увлечение сардоническим нигилистом Базаровым не описать.
Молодая и богатая вдова живет непонятной современникам жизнью — она наслаждается одиночеством и не собирается посвящать себя мужу и детям. В ней есть черты той самой роскошной бездетной тети, которая приезжает по праздникам, дарит подарки и уезжает путешествовать дальше.
«Все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата»
Ирен Адлер, «Скандал в Богемии» Артура Конана Дойла
Знаменитый сыщик, не отличавшийся высокими представлениям о любви и женщинах, говорил о ней «Та Женщина». А как еще он мог называть бывшую актрису и ex-возлюбленную его клиента, которая могла сорвать помолвку коронованному последнему, а в итоге испортила игру самого гениального Холмса? Заказ по охране помолвки от её вторжения Холмс, конечно, выполнил, а вот проигрыш сам себе не простил. Но зато женщин или по крайней мере одну женщину зауважал.
«Я следовала за вами до ваших дверей и убедилась, что мною действительно интересуется знаменитый Шерлок Холмс»
Маргарита, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова
Влюбленная в Мастера и уважающая своего мужа, страстная, нежная и злая Маргарита представлена Булгаковым не как женщина-человек, а как квинтэссенция женщины, великая сила, которая способна яростно и преданно любить.
Эта сила может обернуться ведьмой и отправиться в полет над ночной Москвой, чтобы прибыть хозяйкой и королевой на бал Сатаны. Благодаря этой силе рукописи не горят, а их творцы находят заслуженный вечный покой.
«Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!»
Миледи Винтер, «Три мушкетера» Александра Дюма-старшего
Это женщина, без которой, по сути, не функционировал весь мужской мир Франции XVII века по версии романа Дюма. Она верная шпионка кардинала Ришелье, которая делает за него всю грязную и изощренную работу. Устранить мешающего человека, украсть драгоценности, соблазнить врага, сбежать из надежно охраняемой клетки и выполнить кровавую задачу чужими руками? Только леди Винтер и может такое провернуть.
Конечно, ее моральные принципы, как и принципы ее союзников и противников — мужчин, порой сомнительны. Но в дворцовых интригах по-другому никак.
«Такие женщины, как я, не плачут»