История Ильи – это история для вдохновения. Одна из тех, что вселяют надежду и дают силу срочно начать что-то делать. Она настоящая, и ее герой Илья тоже настоящий, такой же, как и мы с тобой. А это значит, что раз у него получилось исполнить свою мечту, то почему что-то должно остановить тебя...
Представь, он начинал как простой художник-любитель, а сейчас у него 1,5 млн подписчиков в Инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) (что ну о-очень много для артового аккаунта) и предложение от крупной аниме-студии стать разработчиком дизайна персонажей и декораций к картине, которую покажут на больших экранах по всему миру. Аниме для японцев от русского художника – как такое вообще возможно?! Давай расспросим Илью, который не теряет связи с родиной и всегда отвечает на все наши вопросы – даже в периоды дедлайна, за что ему отдельный респект :)
EG: Илья, как и когда ты понял, что тебе нравится рисовать и ты хочешь заниматься этим профессионально?
Илья: На самом деле с раннего детства я хотел стать писателем. Писал много рассказов в тетрадках и старался показывать свои труды взрослым – но оказывалось, что почти ни у кого нет времени сесть и прочесть. Когда же я показывал рисунки, взрослые могли мгновенно оценить работу и высказать свое мнение. В то время я и понял, что с помощью изображений можно гораздо быстрее и эффективнее достучаться до зрителя, и решил, что надо больше рисовать, чем писать.
EG: Сначала ты завоевал популярность на просторах Рунета. Можешь вспомнить свои первые ощущения от того, что тобой вдруг заинтересовалось так много людей?
Илья: Внимание окружающих не всегда бывает только позитивным, и мне понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к негативным комментариям о своих работах и относиться к ним так, чтобы это не мешало спать.
EG: Твой дизайн персонажей очень выразительный. Как создаются образы? Тебя вдохновляют люди вокруг, референсы в интернете или что-то еще?
Илья: В целом, если речь о фильме, создание персонажей – это командная работа. Здесь важно все: то, как персонаж описан в книге или сценарии, то, как его видит режиссер, и то, как я могу подать эти идеи визуально. Важно рисовать каждый день.
Плюс продюсеры и спонсоры, чье мнение тоже нужно обязательно учитывать. В итоге рождается персонаж, в создании которого принимал участие каждый из команды.
EG: Кто и когда заметил тебя в Стране восходящего солнца?
Илья: В 2016 году редактор японского издательства Pie Books, специализирующегося на арт-буках, отправила мне e-mail с предложением издать книгу с моими оригинальными работами. Позже, когда эта книга уже вышла, режиссер нашего фильма увидел ее в книжном магазине и предложил помочь ему с его фильмом. Думаю, мне просто очень повезло.
EG: Ты часто подписываешь посты иероглифами и с фолловерами общаешься на японском. Хорошо знаешь язык?
Илья: Четыре года назад я приехал в Японию по студенческой визе, где учил язык в языковой школе два года с самого низкого уровня. Потом я устроился на работу – там было очень много практики и общения, что, на мой взгляд, самое важное. Параллельно я продолжал заниматься по приложениям. Я все еще не знаю очень многих слов, особенно если они технические или узкоспециальные, но точно могу сказать, что любое такое слово мне могут объяснить другими, более простыми словами – и я легко пойму, о чем речь.
EG: Кстати, о Японии. Как ты решился переехать? Было страшно все изменить? Как отреагировали родные?
Илья: Когда мы закончили с моушн-комикс-сериалом, над которым я работал в России, одна моя знакомая рассказала о возможности жить и учиться в Японии по студенческой визе и я как раз успел подать документы на ближайший поток.
Страхов и сомнений не было, родители и друзья поддерживали, в целом все получилось очень безболезненно.
Но язык был самой трудной частью адаптации.
EG: А теперь давай вернемся к главному инфоповоду – отрисованному тобой аниме. Настало время спойлеров!
Илья: Как я уже говорил, все началось с того, что мой арт-бук понравился режиссеру фильма. Сначала он предложил мне нарисовать только персонажей, но я спросил: «А можно я еще нарисую локации, животных и все-все?». Подумав некоторое время и посмотрев примеры моих прошлых работ, режиссер согласился.
Анимационная студия называется SIGNAL MD, это дочерняя компания Production IG, снявшая того самого «Призрака в доспехах», который я посмотрел в 6 лет и благодаря которому я так сильно увлекся японской анимацией. Картина же с моими персонажами – о девочке, попавшей в другой мир, в котором все требуют, чтобы она этот самый мир спасла. В целом жанр – что-то между фэнтези и роуд-муви. Легко смотрится, но есть о чем подумать.
EG: Что, на твой взгляд, самое сложное в работе художника, придумывающего персонажей для такой огромной киноиндустрии?
Илья: Самое сложное – это, наверное, как раз то, что недостаточно нарисовать персонажа так, как нравится тебе, а нужно нарисовать так, чтобы общая идея была максимально донесена до зрителя. Невозможно предсказать, как тот или иной человек видит тот или иной объект, и очень часто лучше обобщить и упростить дизайн, чтобы его значение было мгновенно понято, чем добавлять много интересных и уникальных деталей, которые могут сделать объект нечитаемым.
EG: Раньше ты и сам экспериментировал с анимацией своих персонажей. Пригодился ли навык в работе над картиной? Как вообще строится работа художника в студии?
Илья: Сначала режиссер объясняет идею и то, как он это видит, потом я рисую эскизы. Режиссер их утверждает – я рисую финальный дизайн-лист, который аниматоры будут использовать как референс того, как персонаж выглядит с разных ракурсов, с разными эмоциями, в разной одежде и так далее. Создание персонажей – командная работа.
Потом, когда приходят черновые анимационные сцены, я вношу правки. Чтобы фильм выглядел цельно, важно создать впечатление, что все на экране нарисовано одним человеком.
Это более 1400 сцен, и листов с правками набралось больше 3000.
EG: Насколько важно знать сценарий и ситуации, в которые попадут предполагаемые герои, чтобы продумать их образ и внешний вид? Расскажи, дизайн каких персонажей придумал именно ты, какие у них истории, какая жизнь?
Илья: Я и режиссер все детально обговаривали перед тем, как начинать дизайн: что персонаж любит и не любит, что происходило в его прошлом... Это очень помогает понять не только то, как персонаж выглядит, но и как он будет вести себя в определенных ситуациях.
EG: Что сложнее – продумать индивидуальность каждого персонажа или свести их всех к единому стилю?
Илья: Одновременно приходилось думать и над тем, и над другим, поэтому невозможно сказать, что было сложнее всего. Очень часто приходилось перерисовывать персонажей по нескольку раз, потому что они были, например, то слишком реалистичные, то, наоборот, слишком страшные или слишком смешные. Но все получилось, поскольку в этом проекте я создавал и персонажей, и локации, и предметы интерьера, и технику. То есть все, вплоть до столовых приборов и мелких деталей, поэтому в общем все выглядит цельно.
P.S. Аниме, над которым работал Илья, называется «Страна чудес на день рождения», и его мировая премьера состоится 26 апреля. А режиссера, о котором он говорил, зовут Кэйити Хара.