Русская литература известна трагическими историями отношений между героями. Бывает, что книга идет тяжело: могут отталкивать обильные лирические отступления или сложный язык, но тема любви всегда воспринимается с интересом у читателей. А уж если она преподносится не как история с хеппи-эндом, то начинаешь по-особенному сопереживать несчастным героям. В этой подборке предлагаем тебе ознакомиться с несколькими такими историями.
«Горе от ума»
Представь себе ситуацию: с детства ты очень близко общаешься с парнем, с которым у вас общие интересы и взгляды на жизнь, вы вместе противостоите взрослым с устаревшими взглядами и желаете изменить этот мир к лучшему.
Однако внезапно твой друг уезжает учиться в другую страну, ничего толком не объясняя, а ты остаешься одна в этом обществе и учишься выживать и приспосабливаться в нем самостоятельно. И вдруг, пока ты только научилась справляться сама и уже наметила ближайшие планы на будущее, этот ненаглядный возвращается, да сразу с порога предлагает тебе отношения.
Именно такая ситуация случилась с Софьей из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Все произведение героиня избегает надоедливого Чацкого, потому что все еще обижена на него за то, что тот бросил ее одну в фамусовском обществе. Чацкий не принимает ее отказа и все время пытается выяснить, почему же она не отвечает ему взаимностью.
Казалось бы, единственные активные герои в пьесе, кто не согласен жить по законам закостенелой Москвы, но вместо того, чтобы проговорить прошлые обиды и прийти к какому-то выводу, играют друг с другом в догонялки. Вишенкой на торте становится слух, который бросает обиженная Софья в обществе. Чацкий — сумасшедший. Герою ничего не остается, как покинуть Москву навсегда, а ведь некогда близким людям так и не удалось поговорить по душам.
Увы, Софье не повезло в любви не только с Чацким. Ее искренняя влюбленность в Молчалина, который походил на героев романов, которыми девушка так любила зачитываться перед сном, оказалась миражом. Все это время он притворялся ее идеалом, чтобы воспользоваться случаем и продвинуться по службе.
«Евгений Онегин»
Отношения Татьяны и Онегина принято называть «трагическим несовпадением». Действительно, А.С. Пушкин изобразил героев, которые пришли к важным осознаниям в жизни не в то время и не в тот момент.
Онегин был сильно испорчен средой. С самого детства все его образование сводилось к изучению светских манер и языков, чтобы уметь правильно изъясняться в любви. Кроме «науки страсти нежной» и ведения праздной жизни Евгений ничего не умел. Но все же он не пустой человек, поэтому чувствуя, что пора что-то менять в этой жизни, герой пытается заняться хоть чем-то. Читает, переезжает в деревню подальше от городской суеты, но абсолютно все ему быстро наскучивает.
И вот он встречает Татьяну, девушку, у которой невероятно богатая душа. Она близка к природе, умна и очень чувственна. Казалось бы, именно такая девушка способна показать ему мир с другой стороны и помочь избавиться от закрепившихся устоев светского общества. Но Онегин этого еще не понимает, зато прекрасно осознает, что она наскучит ему также, как и все, за чтобы он не брался в жизни, поэтому отказывает Татьяне.
Смерть Ленского очень сильно влияет на Евгения, он много путешествует и размышляет над жизнью. Новая встреча с Татьяной спустя долгое время дарит ему глоток свежего воздуха. Он наконец-то осознает, что именно такой человек ему необходим рядом. Вот только Татьяна уже вышла замуж и теперь пришла ее очередь отказывать Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; /Я буду век ему верна».
«Герой нашего времени»
У Печорина достаточно сложные отношения с женщинами. Для него любовь — это всегда поединок, где кто-то обязательно должен оказаться победителем. Была лишь одна девушка, которую ему так и не удалось победить. Печорин такой человек, что он никогда не позволит выйти наружу своим искренним и настоящим эмоциям. Его сильно ранили в детстве, из-за чего герой стал анализировать каждое проявление своих чувств и строго их подавлять, ведь они никому были не нужны:
«Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Их отношения с Верой зародились задолго до начала произведения. Она принимала его таким, как он есть, «совершенно, со всеми его… мелкими слабостями», он же — всячески отрицал свои чувства к девушке и после каждого душевного порыва закрывался от нее, демонстрируя безразличие. Печорин так долго пытался зацепиться за что-то в жизни, чтобы наполнить ее смыслом, что до последнего не осознавал, что искреннее человеческое тепло рядом — это все, что было ему нужно.
Осознание ценности Веры в его жизни пришло слишком поздно. Перед отъездом девушка написала письмо, в котором поставила точку в их отношениях. Только тогда Печорин осознал, что теряет самое важное в жизни. Он погнался за ней на лошади, но загнал животное до смерти. Вера — потеряна навсегда. В первый раз за долгое время герой дал волю эмоциям:
«Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! … Я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся»
«Гроза»
Катерина — тот тип героев, которые не могут жить без любви. Им важно делиться этой любовью с миром, ведь только так они могут чувствовать себя хорошо. К сожалению, героиня попала в среду, где эта любовь никому не была нужна.
Катерину выдали замуж не по собственному желанию, но она была готова полюбить Тихона, понять его личность и попробовать построить счастье. Вот только за мужем стояла его мать, которая не позволяла сыну проявлять хоть какую-то ласку по отношению к жене. Под гнетом Кабанихи Тихон вырос слишком слабовольным человеком, и даже видя, насколько Катерина прекрасный человек, не мог противостоять матери. Девушка отчаянно нуждалась в любви, которую ей не мог дать никто. Но все же нашелся один человек.
Борис проявлял симпатию к героине, у них даже завязался тайный роман, который Катерина старалась предотвратить из-за религиозных соображений. Но он был единственным, кто видел ее душу и отзывался на нее, а Катерина так хотела быть увиденной и услышанной. Однако Борис покинул город, оставив девушку одну с ее внутренними страданиями.
«Война и мир»
Роман-эпопея Л.Н. Толстого полон героев с уникальными историями, однако если говорить о любовной линии, где все закончилось не так радостно, как хотелось бы, явно выделяется на фоне других судьба Наташи Ростовой и Андрея Болконского.
Их свела случайность, но каждый из них в момент знакомства был готов пойти навстречу друг другу. Наташа — олицетворение юности и живости души. Она мечтает пережить первую влюбленность, поэтому считает минуты, когда начнется ее первый бал, чтобы впервые потанцевать с симпатичным кавалером.
Андрей — молодой человек, который успел пережить многое: отказаться от идеалов молодости, увидеть смерть жены, разочароваться в жизни. Он ехал в имение Ростовых, думая, что лучшие годы его жизни уже давно прошли. Однако искренние слова вдохновленной Наташи о свободе, мечтах и вере в жизнь настолько его пробудили, что он вновь почувствовал себя лучше: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».
Вот только дальше влюбленная пара совершила несколько роковых ошибок. Князь Андрей уезжает служить, оставляя Наташу, которая едва успела уйти в чувство влюбленности с головой. Она жаждала любви, внимания, встреч, разговоров, поцелуев, а тут недавно полюбившийся ей человек покидает героиню на год. Сердце, жаждущее любви, не было утолено. Зато нашелся человек, который мог дать ей всего этого в достатке.
Наташа была неопытна, она еще не знала людей и насколько подлыми могут быть их намерения. Однако роман, завязавшийся с Анатолем Курагиным, навсегда перечеркнул едва успевшие зародиться отношения Наташи и Андрея.