Любовь знакома всем писателям и каждый так или иначе осмыслял ее в творчестве. У этого сильного чувства очень много граней, над которыми можно рассуждать целую вечность и находить что-то новое и неизведанное. Если тебе не нравятся серьезные темы, которые поднимают писатели в произведениях, то осмысление любовного опыта всегда интересно изучать. Так что предлагаем тебе в этой статье узнать, как некоторые русские писатели относились к любви, и какую роль она играла в их жизни.
Александр Сергеевич Пушкин
«Солнце русской поэзии», «вершина золотого века» – такие высокие титулы обычно дают А.С. Пушкину, однако как человек он был очень простым, а его чрезмерная влюбчивость и многочисленные романы, которые часто заканчивались безответностью, еще больше приближают писателя к самому обычному человеку.
В жизни Пушкина правда было много любви. Если ты будешь читать его стихотворения, не посвященные этой теме, там так или иначе будет упоминаться горесть прошлых отношений. Например, в «Погасло дневное светило» лирический герой плывет на корабле и рассуждает о том, от чего он уплывает и какое будущее его ждет в новом месте. С прошлым, которое он пытается забыть и заглушить звуками моря, связана его безответная история любви:
«Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…»
Однако если мы будем обращаться к стихотворениям, посвященным исключительно любви, то в них обнаружится совершенно уникальный взгляд писателя на это явление. Любовь Пушкин рассматривал как чувство приходящее и уходящее. Оно захватывает тебя словно буря, вдохновляет и дает источник жизни, но как любая буря рано или поздно заканчивается и превращается в «цветок засохший, безуханный».
Пушкин никогда не искал вечной любви, однако верил в то, что у человека есть вечная потребность любить. Исходя из этой мысли, поэт никогда не подчеркивает свои страдания от безответных чувств, ведь самое главное, что в таких ситуациях он испытывает любовь и чувствует радость жизни. Переживания от любви отодвигают для него все остальные проблемы на второй план.
Вспомни, как в «К ***» лирический герой живет «в глуши», «во мраке заточенья» без любви, однако, когда он встречает былую любовь для него в жизни все вновь воскресает:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В «Я вас любил: любовь еще, быть может…» лирический герой также не получает взаимности, однако его это совсем не беспокоит. Любовь постепенно исчезает и у него самого, но он успел насладиться чувствами, и теперь готов отпустить девушку. Все чего желает лирический герой — это чтобы кто-то смог полюбить ее также как он, поскольку осознает возвышенность и силу своей былой любви.
Подобное смирение с безответными чувствами можно наблюдать и в стихотворении «На холмах Грузии…». Печаль лирического героя «светла», потому что с приходом в его жизнь невзаимной любви, вся его грусть о жизни и более серьезных вещах отошла на второй план: «Печаль моя полна тобою, // Тобой, одной тобой…», а сердце его «вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».
Кроме того, ты никогда не увидишь ясного и четкого портрета возлюбленных в стихотворениях. Все это потому, что Пушкин концентрировался не на внешнем облике предметов любви, а на своих собственных ощущениях. Единственное, он любил придавать некоторую божественность и возвышенность девушкам, поэтому слова «гений чистой красоты» и подобные комплименты ты увидишь в его любовной лирике не раз.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Любовная лирика М.Ю. Лермонтова под стать его романтической натуре, которая не может примириться с обществом и найти хоть что-то хорошее в этом мире. Это один из самых грустных поэтов русской классики, и чувство печали не прошло мимо его любви.
Когда-то Лермонтову очень нравилась Екатерина Сушкова, но та лишь посмеялась над его чувствами. В детстве друзья юного поэта зло пошутили над ним, накормив его пирожком с опилками. За всем этим наблюдала та самая Сушкова, из-за чего Лермонтов надолго запомнил этот унизительный случай.
В стихотворении «Нищий» можно заметить, как поэт обыгрывает эту ситуацию. Лирический герой был безумно влюблен, отчего он сравнивает себя с нищим, «просящим подаянья», которому вместо хлеба в руку положили камень:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
В отличии от Пушкина, Лермонтов добавляет автобиографические мотивы в любовную лирику. Зная историю жизни писателя, ты можешь с большой долей вероятности сказать, какой девушке было посвящено то или иное стихотворение.
Другое же отличие от Пушкина – характер любовного чувства. Как ты могла заметить, лирический герой Пушкина даже безответную любовь превращает в светлое чувство, способное осчастливить душу человека. У Лермонтова же любовь всегда окрашена в мрачные тона, она приносит не радость, а боль и страдания.
Лирический герой Лермонтова – одинокая личность, которая противостоит всему миру, а утешения невозможно найти даже в любви, ведь там постоянно встречаются измены и предательства.
Сергей Александрович Есенин
Тема любви в творчестве С.А. Есенина занимает важную часть и пронизывает множество его стихотворений. Как и у Лермонтова она очень автобиографична, но, как и у Пушкина, чаще всего вызывает приятные эмоции.
Все мы знаем, насколько сильно Есенин любил природу, поэтому совсем неудивительно, что образы возлюбленных он постоянно сравнивает с природными явлениями и придает им возвышенную одухотворенность. Да, Есенин очень нежен в любовных стихотворениях.
В ранних произведениях его музой могла стать хрупкая девушка, которую он мог сравнить с тонкой березкой, а ее косы – с ветвями, прибранными лунным гребешком. Абсолютная романтика!
В дальнейшем Есенин познает губительный яд любви, и уже не будет с таким восторгом отзываться о возникающих чувствах: «Я не знал, что любовь – зараза, // Я не знал, что любовь – чума».
С каждой новой влюбленностью Есенин открывает для себя новые грани любовного чувства. В «Заметался пожар голубой» лирический герой подчеркивает, что до встречи с той самой он был «запущенным садом», сейчас же ему «разонравилось пить и плясать» и «терять свою жизнь без оглядки». Она стала для него смыслом существования. Подчеркивая в себе хулиганские черты, он как бы убеждает, что и хулиганы любить умеют, ей нужно только ему поверить:
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Особенно интересны женские образы Есенина в «Персидских мотивах». Там прекрасные дамы с восточными именами Шаганэ, Гелия, Лала неразрывно связываются с экзотичной природой, непривычной Есенину. Он не может найти с ними общего языка, но все же, уставший от тягот жизни, старается найти успокоения в их присутствии.