В конце февраля в онлайн-кинотеатрах «Кинопоиск» и PREMIER вышел сериал «Павел. Первый и последний» про одного из самых неоднозначных императоров. Главную роль исполнил Денис Власенко, ранее появившийся в картинах «Закрыть гештальт», «Happy End», «Страсти по Матвею», «Подбросы» и многих других. В интервью theGirl актер рассказал, как готовился к своей роли, что привнес в нее от себя, порассуждал о ключевых моментах в карьере и поделился, какую роль мечтает исполнить.
Работа над ролью в сериале «Павел. Первый и последний»
Денис, как ты попал в проект «Павел. Первый и последний»?
Очень прозаично. Мне пришел сценарий на почту, пригласили на пробы. Я увидел сценарий и очень захотел, даже не начав читать его, сыграть Павла, принять участие в этом большом проекте. Само название «Павел. Первый и последний» уже как-то зажигало во мне сильное желание принять участие.
Что привлекло тебя в этой роли?
Меня привлекла сама фигура Павла. Я еще с уроков истории в школе запомнил этого человека. Мне показалось, что это правитель с особенной судьбой. Еще тогда мне стало его как-то по-человечески очень жаль. И вот я сыграл его спустя много лет. Удивительно.
Как создавался персонаж?
Я смотрел много исторического кино, и русского, и зарубежного, и вообще пытался погрузиться в эпоху. Я читал воспоминания о Павле его современников, смотрел на YouTube исторические лекции. Но я принципиально не смотрел кино про Павла. Я не хотел никого повторить, скопировать или что-то подсмотреть. Я честно делал свою работу и не сравнивал себя ни с кем.
Какие черты характера Павла для тебя были самыми интересными?
Ну, конечно, это вспыльчивость. Еще я думаю, что он был очень ранимый. И есть ощущение, что им легко можно было манипулировать, потому что он откликался на каждую провокацию, которая с ним происходила. Мы, современные и проработанные люди, этого не делаем, мы слушаем, но не осуждаем.
Пришлось ли заниматься какими-то специальными тренировками для подготовки к роли?
Специально — нет, но я фехтовал в кадре. А фехтование — это такой урок, который существует во всех театральных институтах в направлении сценическое движение. А это как с катетами, гипотенузами — редко кому пригождаются в жизни. И вот, внимание, я фехтую в кадре. И более того, моим дублером в сценах фехтования был мой же педагог из ВГИКа по сценодвижению. Мне кажется, это забавно. Это не было специальным ходом продюсеров, просто случайное совпадение.
Оправдание персонажа и трудности съемок в сериале «Павел. Первый и последний»
Павел — персона неоднозначная. Приходилось ли тебе в какие-то моменты искать оправдания для своего персонажа?
Да, конечно, в целом это была большая работа — понять логику Павла, но нужно отдать должное сценарию. Он был написан очень логично, и большинство поступков Павла были логически подведены к своему пику, не приходилось уж так глубоко копать, чтобы искать оправдание. Но тем не менее, мы знаем, что у Павла были сложности с характером, и, в общем-то, вся его жизнь как будто готовила его к тем событиям, которые случились с ним во взрослом возрасте.
Есть ощущение, что со временем он стал более мнительным, более несдержанным, потому что у него появилась власть. Но тем не менее, каким-то его жестоким поступкам во взрослом возрасте, когда он уже был правителем, и по отношению к подданным, и по отношению к своей семье, приходилось искать оправдания. Но на все это есть причины.
В какой сцене тебе было сложнее всего работать и почему?
Первое, что приходит на ум, это сцена, когда умирает первая жена Павла. Это не спойлер, это исторический факт. У него действительно была первая жена, которую он бесконечно любил. И она его предала и умерла. Мы два дня снимали сцену похорон, и это было сложно морально, потому что это крайне напряженный момент в сценарии, и мне кажется, он требует максимально честного существования в кадре. Мне приходилось находиться в тяжелом моральном состоянии вот эти два дня. Было непросто.
Но бывали сцены, где приходилось скакать на коне по сугробам в поле или в лесу. Лошади не слушались, было страшно, мокро. Я был в легкой одежде, в пластическом гриме. В общем, если что-то про физические испытания на этих съемках, то это оно.
Что для тебя главное в работе над историческим персонажем: сохранить историческую точность или больше сосредоточиться на драматическом повествовании?
Здесь, конечно, больше ответственности, чем в работе над вымышленным персонажем, потому что это историческая фигура, есть какие-то исторические факты и наблюдения, которые стоит постараться передать в своей работе.
Надо найти баланс между исторической точностью и художественным повествованием. Это помимо того что историческая фигура, еще человек со своими переживаниями. И мне, как зрителю, гораздо интереснее смотреть за человеком, а не за исторической фигурой.
Насколько отличается прописанный в сценарии персонаж от того, каким мы увидели Павла на экране? Ты что-нибудь привнес в роль от себя?
Мы же вообще видим историю Павла от того, как он взрослеет, от его детства до самой смерти. И это классно, что можно увидеть такое кардинальное развитие персонажа, буквально на протяжении всей его жизни. Такая роль для актера — подарок.
Насколько отличается — не знаю, мне кажется, это стоит спросить у сценаристов. Но я старался быть живым человеком в кадре, чувствовать здесь и сейчас, быть здесь и сейчас. И я думаю, что если я что-то и привнес, то я добавил жизни к тому, что было написано. Жизни во всех ее проявлениях — и счастливых, и горестных, каких-то человечных.
В чем заключается основной посыл сериала «Павел. Первый и последний»? Что бы ты хотел, чтобы зрители унесли с собой после просмотра?
Конечно, мне хочется, чтобы мифы, окружающие фигуру Павла, развеялись. Все-таки есть такое мнение, что этот персонаж неоднозначный в истории России, что он, в общем-то, напортачил, и хорошо, что он так быстро закончил. Мне бы хотелось, чтобы зритель понял, почему случилось так, а не иначе, чтобы он подключился, полюбил этого героя. Очень классный этот Павел.
Роль мечты и борьба с выгоранием
Ты исполнил уже массу самых разноплановых ролей. Специально стараешься не застрять в одном амплуа или просто так получается?
Конечно, я умышленно стараюсь выбирать очень разные роли. Мне кажется, так интереснее, когда… Да это какой-то актерский вызов. И это прокачивает твою актерскую мышцу. Чем сложнее, тем интереснее. И мне хочется попробовать всего очень разного.
Есть у тебя роль мечты?
Конечно, мне хочется сыграть невероятного сумасшедшего злодея, маньяка-уничтожителя. Но при этом такого, чтобы его тоже любил зритель. Мне кажется, в этом сложность. Не просто плохого человека, а человека, которому будут сопереживать зрители, подключаться к этому персонажу, но и одновременно ненавидеть. Мне кажется, это тоже такой классный экспириенс, такой вызов.
Если верить Кинопоиску, у тебя сейчас в работе сразу шесть проектов. Как ты успеваешь над ними работать? Не случается ли выгорания?
Конечно, случаются выгорания. Но я стараюсь, я нахожусь в режиме сохранения энергии уже долгое время. Я просто сплю и работаю. Занимаюсь спортом, и то, мне кажется, исключительно для того, чтобы находиться в здоровом психическом состоянии. Ведь в здоровом теле — здоровый дух, такое бытует мнение. Но тем не менее, больше времени не хватает ни на что, но я не жалуюсь. Я понимаю, что сейчас так нужно. Да и мне самому интересно.
Какие моменты из своего творческого пути ты считаешь самыми значимыми?
Это буквально с детства. Это мой театральный кружок в городе Курске под названием «Муравейник». Я думаю, это был один из самых важных шагов в моей карьере — мое попадание туда. Там зародилась моя любовь к театру, кино и к актерству. Конечно, это поступление в институт, это мой первый фильм «Подбросы». Моя первая любовь, которая, я думаю, тоже в том числе повлияла на мой кинопуть. Выход сериала «Happy End», да и вообще какое-то бесконечное количество работы с офигенными людьми. Я думаю, Павел тоже имеет большое значение в моей кинокарьере.
Как ты обычно подходишь к творческому процессу? Есть ли у тебя особая методика?
В институте нас обучают куче разных творческих методик, и спустя время я сделал вывод, что однажды какие-то техники попадают в твой организм и неосознанно сами работают над процессом. То есть я не выбираю, что вот над этим сценарием я буду работать по методике Чаббак, над этим — по Чехову, ничего подобного. Мой организм как будто сам подбирает инструменты для удобной, комфортной, лучшей работы над ролью. Это происходит уже автоматически, и мне кажется, что в этом главная шутка театральных институтов. Ну и, конечно, я думаю, дело в опыте.
Как ты справляешься с критикой, какие уроки извлекаешь из негативных отзывов?
Я как-то, мне кажется, рационально подхожу к критике. Если меня что-то задевает, я с кем-то это обсуждаю. Мои любимые друзья или близкие люди говорят мне, что-либо это глупости, либо… Да, короче, как-то нормально.
В личных сообщениях, кстати, мне никто не пишет, там, умри, неталантливый человек. Ничего подобного. Ну, где-то если только за спиной говорят, но тут можно вспомнить цитату о том, что если говорят за спиной — неважно, ведь я смотрю вперед.
Есть что-то, на что ты не готов ради роли?
Возможно, да. Например, татуировки какие-то, секс с проникновением, экстремальные вещи, которые можно с помощью магии кино сделать. И они, поверь мне, никаким образом не повлияют на фильм, на, не знаю, на энергию фильма, на его восприятие зрителями. Но при этом я сам выполняю трюки, снимаюсь в постельных сценах, покрасил волосы в белый. Готов на многое, но все в рамках безопасности, здоровья, психического в том числе.