Интервью theGirl: балерина Анжелина Воронцова о жертвах во имя искусства и работе с Цискаридзе
Фото

theGirl

Балерина Анжелина Воронцова, еще будучи студенткой хореографического училища, выиграла золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета «Арабеск» и произвела настоящий фурор. Артист Владимир Васильев отметил ее выдающиеся физические данные и артистизм. Он отметил, что Анжелина имеет все шансы стать гордостью русского балета.

После окончания Московской государственной академии хореографии Анжелина Воронцова победила на Московском международном конкурсе артистов балета и хореографов и была принята солисткой в Большой театр. Там ее партнером и педагогом сразу стал легендарный Николай Цискаридзе. С ним молодая звезда балета исполняла главные партии в таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Пахита», «Пиковая дама».

В 2013 году Анжелина стала прима-балериной Михайловского театра. В 2024-м в свои 33 года она была удостоена звания заслуженной артистки России.

Балет: ожидания и реальность

Как ты пришла к тому, чтобы стать балериной? Не самая популярная профессия в наши дни, что тебя вдохновило?

Балетная профессия — это элитарная профессия. Так всегда было, есть и будет, потому что люди, пришедшие в эту профессию, прошли очень строгий отбор. Очень мало кто способен развиваться в этой области, очень мало кто достигает больших высот, потому что здесь должно сложиться очень много факторов: и выносливость, и природные физические данные, и пропорции, и музыкальность. И конечно, очень важно любить эту профессию. Есть дети, которые приходят, у них данные есть, но они не готовы посвящать этому всю свою жизнь.

Я поэтому и называю профессию элитарной, потому что очень много факторов должны соединиться. Но, конечно, мы ее выбираем в очень юном возрасте, и нами движет просто желание танцевать, выходить на сцену и радовать зрителя. Само понимание этой профессии приходит уже немножко позже.

Насколько ожидания от профессии совпали с реальностью? Что стало самым большим шоком?

Не могу сказать, что что-то стало для меня большим шоком, потому что ученик постепенно привыкает к балетному режиму, большим нагрузкам, театральной действительности. Еще в училище мы понимаем, как будем строить свою жизнь в театре. И поэтому, просто продолжая все традиции, которые были заложены в нас школой, мы приходим в театр и также много репетируем и занимаемся.

Конечно, в театре у всех жизнь складывается по-разному, и, наверное, самая большая травма случается тогда, когда люди выпускаются из балетного училища с надеждой, что они станут примой или премьером, но этого не происходит. По здоровью, по данным или по иной причине. У меня все сложилось прекрасно. Я сразу танцевала ведущие партии и стала прима-балериной. Поэтому все мои ожидания, скорее, совпали с реальностью

Интервью theGirl: балерина Анжелина Воронцова о жертвах во имя искусства и работе с Цискаридзе
Фото

Алиса Асланова

Жертвы ради искусства

Много ли у тебя ограничений в плане питания и образа жизни? С чем смириться сложнее всего?

Ограничения, конечно же, есть. Они связаны с тем, что я не могу пойти накануне спектакля куда-то, не могу много ходить, потому что балерины всегда берегут ноги. Вся моя жизнь подстроена под спектакли. И так как спектаклей у меня очень много, чему я бесконечно рада, вся моя жизнь как бы строится во имя служения искусству.

А чем приходится жертвовать во имя искусства?

Накануне сложного спектакля я стараюсь не растрачиваться физически и эмоционально, поскольку мне нужно сберечь все свои силы, чтобы максимально отдать их потом зрителю. Я не хожу на какие-то мероприятия, потому что мне нужно сохранить здоровье и свежесть своих ног. И даже в день спектакля я стараюсь меньше общаться с людьми, чтобы не растрачивать свои внутренние силы, свой ресурс.

По сколько часов в день ты тренируешься? Не бывает выгорания?

В театре всегда график очень разный. Невозможно сказать, как у спортсменов, что сегодня мы тренируемся два часа, а завтра три. График всегда меняется, неизменным остается только утренний класс для всех артистов — это балетный экзерсис, с которого начинается день. А так мы подстраиваемся под театральную афишу, репертуар. Иногда моя нагрузка достигает семи-восьми часов в день, а иногда это может быть два с половиной — три часа.

Интервью theGirl: балерина Анжелина Воронцова о жертвах во имя искусства и работе с Цискаридзе
Фото

Фото предоставлено Михайловским театром

Прошлое и будущее гордости русского балета

Тебя в 16 лет называли будущей гордостью русского балета. Каково было жить в те годы, взрослеть с таким званием? Не давило ли это, не накладывало лишнюю ответственность?

Да, действительно, в 16 лет Владимир Викторович Васильев назвал меня будущей гордостью русского балета. Я только спустя годы осознала, насколько это приятно и почетно, когда такие великие люди награждают таким вниманием. Но в юности я совершенно не ощущала себя слишком особенной. Всегда во главе было то, что нужно много заниматься, трудиться. И поэтому все приятные моменты стали открываться мне чуть позже.

Чувствуешь ли ты, что тебе чего-то не хватило в детстве из-за постоянных тренировок?

Конечно. Я чувствую, что вся моя жизнь начиная с детства была подчинена балетному режиму либо режиму тренировок на художественной гимнастике, с которой я начала свой путь. И только недавно, например, пару лет назад я научилась кататься на велосипеде. Такой детский восторг! Я поняла, насколько это прекрасно, потому что в детстве у меня не получалось. И родители всегда оберегали меня от того, что может принести травмы и помешать развитию в балете. Многие увлечения не совместимы с профессией. И в каком-то смысле я все это откладываю на жизнь после завершения балетной карьеры, которая придет еще очень нескоро.

Интервью theGirl: балерина Анжелина Воронцова о жертвах во имя искусства и работе с Цискаридзе
Фото

Алиса Асланова

Что еще хотела бы попробовать после завершения балетной карьеры?

Для начала я бы хотела поездить по миру. Конечно, благодаря своей профессии я была во многих странах, но все равно эти поездки всегда были подчинены балетному режиму. Я не могла много ходить на экскурсии, много смотреть.

Я очень люблю зимние виды спорта. И мне очень хотелось бы заняться горными лыжами, научиться лучше кататься на коньках. Но это все, к сожалению, недопустимо во время моей профессиональной карьеры.

Признание и работа с Цискаридзе

Твоим партнером и педагогом в Большом театре сразу стал Николай Цискаридзе. Как с ним работалось первое время? Было страшно?

Для меня работать с Николаем Максимовичем Цискаридзе стало большой честью и ответственностью. Придя в Большой театр, я стала первой балериной, которую взял педагог-мужчина. Это был такой необычный случай, и это несколько даже всколыхнуло балетную общественность, потому что раньше не представляли, как это может быть.

Но Николай Максимович был не только моим педагогом, но и партнером. Он меня вводил во многие спектакли, и поэтому, конечно, танцевать с ним было вдвойне ответственно. Первое время я очень его боялась, потому что он известен своим строгим нравом, но постепенно привыкла. В работе с ним всегда важно внимание. Когда ты внимательно выполняешь его замечания, то он тоже с пониманием относится к тому, что у тебя, допустим, что-то не получилось, или ты с чем-то не справился. У нас сложился очень теплый творческий контакт.

Интервью theGirl: балерина Анжелина Воронцова о жертвах во имя искусства и работе с Цискаридзе
Фото

Фото предоставлено Михайловским театром

Недавно ты стала заслуженной артисткой России. Что награда значит для тебя? Она как-то изменила твою жизнь?

Это звание очень важно для меня. Не могу сказать, что оно как-то изменило мою жизнь, но оно почетно и приятно. Это означает, что я оставила небольшой след в сердцах зрителей и профессионалов. И это еще одна ступень на пути к дальнейшему совершенствованию, к новым ролям и свершениям.

Роль балета в жизни и профдеформация

Какая роль в твоем репертуаре стала для тебя самой личной и почему?

Не могу сказать, что какая-то роль для меня стала личной, потому что я проживаю на сцене жизнь героини, а не свою личную. Тут всегда надо разделять. Я могу что-то привносить из своей жизни — эмоции, воспоминания, — но все-таки это жизнь героини.

Наверное, самой сложной и эмоциональной ролью за последнее время для меня стала Эсмеральда в балете «Собор Парижской Богоматери», потому что там разыгрывается такая драма — и как трагически героиня заканчивает свою жизнь в этом спектакле. Все три главных персонажа любили ее, но не спасли.

Как ты относшься к балетной технике, как к искусству и как к физической дисциплине?

Я отношусь к балету как к высокому прекрасному искусству. Главная задача — создать ту самую магию спектакля. А балетная техника — это инструмент, отработанный до мельчайших деталей, благодаря которому та магия создается. Баланс приобретается с течением времени, с опытом. Ранее я больше внимания уделяла технике. А сейчас — эмоциональной составляющей.

Интервью theGirl: балерина Анжелина Воронцова о жертвах во имя искусства и работе с Цискаридзе
Фото

Фото предоставлено Михайловским театром

Какие эмоции танец способен передать сильнее, чем слова?

Это состояние мечущейся души, когда невозможно свои эмоции облечь в слова. А если их выражаешь, то они как будто теряют свою силу. Это состояние лучше всего передается именно телом и эмоциями.

Ты смотришь фильмы о танцах? Профдеформация не мешает ими наслаждаться?

Я не могу просто ими наслаждаться. Если в кадре показывают пуанты, я всегда смотрю, какие это пуанты, как пришиты ленточки и так далее. Профдеформация мешает наслаждаться другой стороной этого искусства. Но я могу сказать, что достоверных фильмов про балет практически нет — зачастую режиссер хочет показать балет с определенной стороны: романтизированной или же с изнанки.

В каком фильме о балете наиболее достоверно показано закулисье?

Одним из последних фильмов про балет стал сериал «Балет», в котором достаточно достоверно показана балетная специфика за счет того, что там участвуют балетные артисты — в прошлом или действующие. Но мой любимый фильм — это «Мания Жизели» Алексея Учителя, где Галина Тюнина исполняет роль Ольги Спесивцевой. И там показан балет именно романтизированным. И все-таки вот эта сторона для меня всегда более привлекательна. Хочется воспринимать балет как нечто прекрасное, возвышенное и, может быть, даже не всегда доступное зрителю.