Рустам Надыршин — руководитель Санкт-Петербургского театра танца своего имени и постановщик серии «Шоу под дождем», одно из которых — «Только для женщин» — было показано на днях в КЗ «Измайлово». Всего в этом театре Рустам поставил девять шоу, вдохновение для которых он черпает из собственной жизни. Одно из них недавно произвело фурор в Китае и было признанно одним из лучших за 2024 год. В интервью theGirl Рустам Надыршин рассказал об успехе за рубежом, своем подходе к работе, источниках вдохновения и многом другом.
Как появилось «Шоу под дождем»
Рустам, расскажите, как возникла идея такого необычного шоу? Почему только мужчины, почему под дождем?
Почему под дождем — как-то я шел по Петербургу, был дождь, но при этом светило солнце. Все куда-то спешили, бежали, но мне было так хорошо! Я прыгнул в лужу, были брызги, они бликовали на лучах солнца, Было очень красиво, и я подумал, что нужно сделать такую красоту на сцене.
Почему именно мужчины на сцене? Потому что в основном есть женские балеты или смешанные, а мужских очень мало. Мне эта идея понравилась, и я решил ее воплотить — чтобы на сцене были только одни мужчины. Да и зрители-то в театры в основном ходят женского пола. Поэтому мы попали в точку.
А много времени прошло от первой этой мысли про красивые блики до выхода на сцену?
Да нет. Я сразу решился, и пошло-поехало. У нас первый спектакль был без дождя, под живую музыку. И я уже тогда думал, чем можно удивить зрителей, чтобы они приходили к нам на шоу, чтобы нравилось. Как раз тогда родилась эта идея, и уже на следующий год ее воплотили.
Вы ориентируетесь на женщин. А мужчинам чем-то будет интересно представление?
Мужчины к нам тоже ходят, но их очень мало, процентов 10. Но им нравится. Вот, например, вчера, когда в Ступино выступали, мужики из зала кричали «Красавцы!» Это было для нас немного удивительно, но приятно.
Я помню, что, когда еще футбол был у нас очень сильно востребован, ко мне подошел мужик и сказал: «Можно я вам руку пожму? Вот если бы наши футболисты так же играли, то точно победили бы всех». Это было приятно, конечно.
Какие музыкальные направления превалируют вашему шоу?
Абсолютно разные. Я такой меломан, люблю музыку слушать и находить что-то интересное. И не из популярной, которую везде слышно. И очень часто зрительницы просят, чтобы мы скидывали треки из наших спектаклей. Потому что музыка действительно очень интересная и разнообразная. Бывает классическая, хип-хоп, рэп. И даже живая музыка — в новом спектакле мы играем под гитару.
Творческая импрофизация и отношения в коллективе
А каким танцевальным направлениям отдаете предпочтение в шоу?
Больше свободной пластики. Я за то, чтобы артисты были более свободны, стараюсь рамки не ставить. Особенно, когда идет сольная импровизация, я разрешаю делать все, что угодно. И даже бывает, что на классическую музыку, скрипку, они делают какие-то трюки или танцуют брейк. Это такой резонанс, но при этом смотрится очень красиво.
То есть вы приветствуете творческую импровизацию?
Да, обязательно.
А бывают какие-то разногласия? Может, кто-то себе представляет одним образом сцену…
А я его заставляю другим? Нет. Никого я не заставляю. Я могу лишь направлять и говорить, вот, если ты попробуешь больше в стиле испанского мачо, тебе это подойдет. А тебе больше народное подойдет, а тебе лучше добавить такого покерфейса, например. Я могу так направлять. Если им это нравится, то хорошо. Я лично всегда за то, чтобы артистам нравилось то, что они делают. Я никогда никого не заставляю. Когда артист получает кайф на сцене, тогда его получают и зрители.
Наверное, в этом вашем подходе и часть вашего успеха.
Возможно.
Источники вдохновения
Вы говорили, что черпаете вдохновение для своих постановок в жизни. А что вас вдохновило на эту историю?
Ну, у нас восемь спектаклей, и у каждого свой сюжет. В одном мы говорим про любовь, взаимоотношения, где молодой человек встречался, потом расстался, и он горюет, и в то же время хочет вернуться, сожалеет о прошедшем дне. В другом мы говорим о смерти, точнее, о ценности жизни.
Сегодня спектакль «Только для женщин». Там мы, мужчины, рассказываем про наши мысли, о чем мы думаем, когда девушки рядом с нами, что у нас в голове. Есть спектакль, где у нас мужчина воюет с женщиной. Так и называется — «Мужчина против женщины». Мы сначала рассказываем о том, как воюют они, а потом ведем к тому, чтобы зрители не воевали, не боролись, а любили друг друга, потому что есть он и она, и благодаря этим двум человечкам рождается новая жизнь.
Ну и о счастье. Например, в спектакле «И где счастье?» я черпал вдохновение из того, что видел вокруг. У людей вроде бы все есть, но почему-то нет счастья, чем-то они недовольны, ноют. В этом спектакле я хочу людям донести, что счастье рядом, просто нужно почувствовать его, потрогать и понять, что вы счастливые люди. И наслаждаться этой жизнью, которая у нас есть, которая нам подарена свыше, ценить ее.
Ну, а последний наш спектакль называется «История 15 лет», он о том, что произошло с нами, с миром, с каждым человеком, с мировоззрением за последние 15 лет. За них, оказалось, очень много всего произошло, и у меня не все темы вошли в спектакль, потому что он имеет рамки. Мы обычно делаем 90 минут, а здесь вышло более 100, пришлось немножко сокращать.
На каждый спектакль у нас разные темы и, соответственно, разные вдохновения.
И все это ваши личные размышления и переживания?
Да, это все из жизни, которую я вижу вокруг себя. Конечно, что-то где-то я придумываю, дополняю, где-то я беру от кого-то, кто-то из артистов мне подсказывает.
Особенности «Шоу под дождем»
Вы описали такие философские истории. А как вы относитесь к тому, что людям, которые первый раз видят рекламу, кажется, что это что-то с эротическим уклоном?
Да, к сожалению, те, кто еще не видел, все время думают, что у нас эротика, стриптиз, что-то аморальное. И когда они приходят в зал, то, конечно, ждут полуголых парней. Полуголые парни выходят, они радуются, потом выходит ведущий актер, они уже задумываются, при чем тут актер.
Когда он рассказывает истории, а при этом артисты, танцоры, воплощают мысли, о которых он говорит, в танце, зритель уже понимает, что они пришли на серьезный проект, и это все намного интереснее, чем просто какой-то стриптиз.
То есть они не разочаровываются?
Нет, наоборот. Нам очень много пишут, что я и поплакала, и посмеялась, и задумалась о жизни. Недавно я переписывался с девушкой. Она, оказывается, уже 70-й раз ходила к нам на спектакль. И она даже ездила с нами по гастролям. Она мне как раз и говорила, что ее мировоззрение очень сильно поменялось, мы как-то помогли ей в жизни. Не знаю, как именно, но это уже личное.
Ваше шоу — это же не только хореография, музыка, это и множество технических моментов. Скажите, вы сами контролируете все аспекты?
Да, действительно, наше шоу — это очень сложный проект, в котором есть и хореография, и сценография, костюмы, свет. Художники по свету — у нас их два — просто профессионалы, они такую картинку делают, такую сказку, и люди просто садятся и погружаются эту сказку. Два звукорежиссера настраивают звук так, чтобы до мурашек пробирало каждого зрителя.
Помимо сценографии у нас есть драматургия, которая тоже вызывает кучу эмоций. Ну и, конечно же, самое главное — это наши танцевальные номера, которые не просто танцы, не просто хореография, а выражение чувств и эмоций с помощью пластики тела.
А как вы выбираете танцоров для шоу? Это какой-то открытый кастинг?
Да, кстати, сегодня у нас был небольшой кастинг. Сначала он проходит в соцсетях. Мы узнаем о парнях, кто они, чем занимались, где работают. Собираем всю информацию. Если все подходит, то дальше приглашаем на сам кастинг. Здесь мы смотрим на хореографию, на исполнение, на эмоции.
Далее идет уже живое общение. Очень важно понимать, какой человек в жизни, потому что на гастролях мы очень много времени проводим вместе. Я даже иногда парням говорю, что мы чаще видим друг друга, нежели своих жен, поэтому давайте быть терпеливыми и относиться с уважением друг к другу.
Скоро у нас будет официальный кастинг — 27 и 28 марта. Мы собираем третий состав для работы в Китае.
А какие требования вы предъявляете к кандидатам, что ищите?
Профессиональных танцоров в первую очередь, эмоциональных актеров, которые не просто будут танцевать, но еще и заполнят всю сцену с собой. Ну и, конечно же, добрых и хороших людей.
В чем особенность рассказывания истории посредством танца? Это сложнее, чем доносить сюжет текстом?
Ну, у нас как раз-таки идет симбиоз: актер говорит, а танцоры танцуют, чтобы зрителю было понятно, о чем танец. Потому что я, когда смотрел классический балет, пришел к выводу, что без программки людям очень сложно понять, о чем это. И мне захотелось эту программку оживить с помощью актера, чтобы он рассказывал мысли, а танцоры их исполняли.
А есть что-то, что танец передаст лучше слов?
Танцы добавляют эмоции, создают добавляют такую ауру и атмосферу, в которую ты погружаешься, и в которой растворяешься.
Прорыв в Китае и российская танцевальная индустрия
Вас недавно очень хорошо встретили в Китае, как вы думаете, с чем связан успех именно в этой стране?
Да, мы очень сильно переживали, как нас там примут, ведь в Китае акробаты крутые, танцоры крутые, все очень круто и очень профессиональные люди работают в искусстве. Но после первого выступления мы поняли, что нам здесь рады, нас здесь любят. Сегодня мы как раз получили сообщение о том, что наш спектакль вошел в 100 лучших спектаклей прошлого года в Китае. Рейтинг 9,7, один из самых высоких.
А в чем причина — ну, во-первых, танцы под дождем всем нравятся, вне зависимости от страны. Красивые мужские тела тоже, наверное, всем нравятся, особенно под дождем. Это, можно сказать, универсально. Но китайцы как-то особенно прониклись именно таким творчеством. Может быть то еще из-за того, что на сцене не совсем привычные для них лица, а европейские.
А где еще вы бывали с гастролями?
Больше 20 стран у нас было. Германия, Швейцария, Израиль, Бразилия, Португалия, Алжир…
Какая поездка стала самой незабываемой?
Алжир нам очень понравился. Там мы выступали на фестивале, в конце зрители кричали «Россия!». Причем местные. Это было очень приятно.
Как вы оцениваете состояние танцевальной индустрии в России сегодня? Нуждается ли она в каких-то изменениях?
За последние 10 лет эта индустрия очень сильно выросла. Благодаря «Танцам» на ТНТ, наверное. Я им благодарен за то, что они популяризировали наше искусство. Сейчас танцевальных школ и студий очень много, чуть ли не в каждом доме. И мои дети тоже занимаются танцами, и дети знакомых — все почему-то в танцах. Это очень радует. Качество самих артистов тоже сильно выросло. То, что я делал в детстве, и то, что сейчас делают, совсем разные вещи. Поэтому я очень рад тому, что искусство танца очень сильно выросло в нашей стране.
А есть еще потенциал для развития?
Я думаю, что этот потенциал неисчерпаем.
Степан Труфанов — один из артистов «Шоу под дождем». До этого он выступал в коллективе TODES, а также показал себя в Китае, приняв участие в ряде проектов, в том числе — в «The Voice of China». В интервью theGirl он рассказал об особенностях работы в шоу «Под дождем», отношениях с коллегами и собственных увлечениях.
Путь в «Шоу под дождем»
Как ты попал в шоу?
Я долго ждал, пока освободится вакантное место — года полтора-два, наверное.
То есть ты целенаправленно именно сюда стремился?
Да, целенаправленно. Прежде всего, потому что у меня здесь друг, и я хотел работать вместе с ним. Мы с ним вместе работали до этого, и он мне говорил, давай, чего ты? Я сначала воспринял идею без энтузиазма, но потом, когда он мне рассказал, что здесь все очень круто — и отношение директора, и ребята, и все остальное, — я решил попробовать, отправить резюме, пройти кастинг. Его я проходил удаленно.
А сама концепция шоу тебя тоже сразу привлекла?
Конечно, особенно после того, как они приехали к нам в город, я посмотрел, подумал, что это круто, это будет стрелять еще долго. Так и получилось: время идет, театр набирает популярность, и это здорово.
А чем ты занимался до этого?
Также танцевал, в основном в другом шоу-балете. И как фрилансер.
Особенности работы в «Шоу под дождем»
И насколько большая разница для тебя танцевать здесь?
Очень большая. Во-первых, разница в отношениях. Это самое главное. Когда к танцорам относятся с уважением и ценят, это очень важно.
Просто в том балете, где я работал, было посредственное отношение к танцорам. Нас, можно сказать, использовали, предлагая не совсем выгодные условия. Мы что-то получали для себя на начальном этапе, но со временем интерес пропадал.
Поэтому я ушел, и два года работал фрилансером, ждал, пока освободится место.
А как тебе здесь в плане особенностей шоу — то, что оно под водой? Стало сложнее?
Вообще абсолютно любой танец, любое направление, это сложно для танцора, неважно ты работаешь на воде или на сухом полу, без разницы. Везде это труд, это какие-то травмы. Здесь просто немножко травмоопаснее, поэтому приходится какие-то вещи делать более аккуратно, чем на сухом покрытии.
А какие-нибудь курьезные случаи у тебя бывали?
Да. Был один случай, когда нужно было выходить на номер по очереди. Я перепутал последовательность, стою за кулисами и на всех ору: «Кто должен идти?!». Никто не выходит, и все смотрят на меня. Я такой: «Ой, блин», и пошел. Меня долго троллили по этому поводу, у нас даже шутка есть — «Кто второй?».
А так — мы очень часто прикалываемся, но это все понятно только нам, танцорам. Иногда, чтобы уже, как говорится, немножко освежиться и привнести в рутину какого-то юморка, мы сами друг друга на сцене периодически подкалываем.
Как?
Можно, к примеру, договориться с ребятами танцевать другую связку и кому-то об этом не сказать. Остальные видят, что мы что-то другое танцуем, у них ступор, и они постепенно начинают подключаться. Вот такие какие-то шалости устраиваем.
Отношения коллектива на сцене и за кулисами
Вы все очень много времени проводите вместе на гастролях. Как у вас складываются отношения за кулисами? Бывают ли творческие разногласия?
Очень редко. Они бывают на этапе постановочном, когда что-то где-то кому-то неудобно, к примеру, из-за травм. Только в этом плане.
И это все наверняка удается спокойно решить
Ну конечно, драк у нас не бывало. Мы в шутку иногда боремся, дурачимся, но так, чтобы прямо выяснять отношения — нет. Если были конфликты, то мы всегда находили общий язык, потому что понимаешь, что тебе работать еще с этими людьми. Ходить в контрах не очень комфортно. Если ты постоянно думаешь о чем-то плохом, это сбивает на сцене.
Здесь нужно всегда быть на позитиве и думать о шоу, а не о том, что у тебя произошел какой-то конфликт. Поэтому, если что-то происходит, мы стараемся быстро это замять, там, пятюня-пятюня, все, разбежались, обнялись, как-то так.
Поддерживаете ли вы отношения вне работы?
Мы все из разных городов, и когда у нас какие-то перерывы случаются, мы все стараемся по домам съездить. Отношения вне работы мы поддерживаем, но редко — физически нет на это времени. В основном общаемся в репетиционный период — это август, сентябрь.
Опять же, если есть выходной, нет репетиции, подготовки к шоу, изучения каких-то номеров, мы можем договориться поехать на рыбалку. Например, мы с Ромой рыбаки, любим съездить порыбачить. И с того состава парни тоже любят съездить куда-то дикарями, с палатками… Такой отдых нам нравится. А так, чтобы куда-то в клубы ходить — совсем редко. Это и разрешается только если выходной впереди.
Артиста Михаила Агагулиянца ты можешь знать по завирусившемуся видео с «Шоу под дождем», где парень поскользнулся, упал и проскользил по сцене прямо к девушке, которая вручила ему цветы. Он рассказал theGirl, как попал в проект, назвал любимый момент в шоу, а также поделился воспоминаниями о том самом казусе.
Путь в «Шоу под дождем»
Как ты попал в «Шоу под дождем»? Сложный ли был отбор?
Я уволился с работы в Астрахани, решил попробовать что-то новенькое, смотрел кастинги в Китае. Нашел, можно было ехать, но в последний момент узнал про «Шоу под дождем». Думаю, ладно, попробую, в России лучше будет, наверное. Ближе к дому.
Приехал на последние деньги. Мы с другом делали бизнес, он меня чуть-чуть подвел. В общем, на 25 тысяч я приехал в Питер, и у меня был билет только в одну сторону, я уже обратно не планировал. Пришел на кастинг и показал Рустаму, что я очень сильно хочу работать.
Ты уже знал, в чем будет особенность шоу? Что это танцы под дождем.
Да, я посмотрел видео, понял, что это интересно.
Какие эмоции переживал на самом первом выступлении?
На первом выступлении я был чуть-чуть растерян. Было много информации, которую надо было выучить, много комбинаций, много номеров, и в голове была каша. В этом была сложность. Я чуть терялся на сцене, но справился.
А почему выбрал именно такую специфику?
Да просто я посмотрел видео — ребята танцуют в разных стилях кто-то в брейк, кто-то что-то еще. Я начинал с брейка и решил, что, наверное, подойду. Ну и интересно показалось.
А насколько сложнее танцевать на воде и под потоками воды?
Сложновато, скользко поначалу. Особенно, если делать какие-то элементы из брейк-данса, их надо было адаптировать под скользкую поверхность. В этом была сложность. Но тоже быстро адаптировался, научился.
Травмы какие-нибудь случались?
Да нет, вроде ничего серьезного не было. Ну, так, по-мелочи бывает, пока разминаешься, пробуешь что-то новое.
Вообще во время гастролей мало времени на развитие. Но развиваться хочется, поэтому перед выступлением я разминаюсь, начинаю какие-то трюки отрабатывать, что-то новое учиться делать. Вот в эти моменты могут случаться травмы, но ничего серьезного.
Курьезный случай и любимый момент в шоу
Все мы знаем, что у тебя был как минимум один курьезный случай на сцене. Как ты это воспринял? Посмеялся или смутился, может быть?
Сперва чуть-чуть смутился, потом собрался и отправил воздушные поцелуи всем. И все. Но вообще, я пока летел… У меня вся жизнь пронеслась перед глазами.
Это отразилось на популярности в соцсетях?
Ну, я думаю, немного, да, подписчиков прибавилось.
Есть ли у тебя любимый момент в шоу?
Любимый момент — это когда начинается дождь.
И дальше, получается, все остальное, что под дождем.
Да, под дождем. Ну, есть в этом свой какой-то кайф.
Рассматриваешь возможность после таких ощущений вернуться к более традиционным выступлениям? Или теперь только так?
Я не думал об этом даже. Не рассматривал такие варианты. Думаю, здесь буду до конца, до старости.
А сейчас танцуешь за пределами сцены? Или хватает здесь?
Нет, не танцую, хватает. Все-таки гастроли занимают большую часть времени. Остается только чуть-чуть времени на отдых.
Что для тебя танцы — работа, хобби, жизнь?
Сперва это хобби было, потом это переросло в работу, а сейчас это, получается, жизнь.