Мода — это не только про вещи, которые мы носим каждый день. Помимо прочего, нам она дает возможность самовыражаться, а дизайнерам — вести разговор о злободневных темах и вечных проблемах человечества.
Однако иногда, чтобы донести до масс свой посыл, они прибегают к весьма необычным и даже шокирующим методам. Давай вспомним о сюжетах из моды, одновременно граничащих с искусством и безумством.
Alexander McQueen, осень-зима 1995: разорванные одежды на женщинах
В скандалах и провокациях Александру Маккуину нет равных. В детстве дизайнер столкнулся с насилием со стороны мужа сестры, поэтому тема жестокости красной нитью прошла через многие его коллекции. Одна из них — «Изнасилованная Шотландия», осень-зима 1995 года.
Сам Маккуин — шотландец и, видимо, сторонник движения за независимость от Соединенного Королевства. Об этом он заявил через свой показ, на котором модели ходили, шатаясь, в разорванных одеждах и с обнаженными грудями. Все это напоминало жертв сексуального насилия.
Тогда дизайнера не поняли и чуть не «отменили», однако коллекция сообщала не о жестокости к женщинам, а о страшных временах, которые переживала Шотландия во времена англо-шотландских войн XVIII века, а именно якобитского восстания. Тогда сотни тысяч шотландцев были истреблены.
Jean Paul Gaultier, осень 2004: пугающие марионетки вместо моделей
Могла бы мода существовать без моделей? В 2004-м Жан-Поль Готье доказал, что да, однако выглядело бы это все, мягко говоря, жутко. В том году дизайнер выпустил на подиум не моделей, а манекены, которыми управляли специальные механизмы над сценой. Марионетки были одеты в привычную эстетике дизайнера одежду, однако их лица были замотаны, а тела лишены жизни и движения. Выглядело это все, конечно, устрашающее.
Так Жан-Поль хотел подчеркнуть слишком преувеличенное внимание к моделям 90-х. Тогда они по-настоящему правили модой, и дизайнеры были готовы платить огромные деньги, чтобы те прошлись по их подиуму.
Coperni, осень-зима 2023: восстание роботов
Ты же помнишь высокотехнологичный перформанс бренда Coperni, когда прямо на глазах у зрителей на обнаженной Белле Хадид появилось изящное белое платье? Через год они решили повторить свой головокружительный успех, изрядно напугав всех показом в стиле киберпанка. Его главными героями стали роботы, внешне имитирующие то ли собак, то ли динозавров.
Они танцевали вместе с моделями, любезно держали их вещи, помогали одеваться и демонстрировать одежду. Так, в один момент робот приблизился к лицу модели и сорвал с нее пиджак, чтобы показать мини-платье, которое под ним находилось. Этим бренд хотел показать, что мирное сосуществование робота и человека возможно, переосмыслив французскую басню «Волк и ягненок», которая повествует о притеснении слабого вида сильным.
Rick Owens, весна-лето 2016: человеческие-многоножки
Американского дизайнера Рика Оуэнса называют Темным принцем моды и не зря. Каждый его показ, если не поражает своим мрачным визуалом, то заставляет задуматься о его смысловом подтексте. В 2015 на подиуме у одного из главных провокаторов появились человеческие многоножки — модели, к которым были привязаны другие девушки. Их демонстрировали, как это сделали бы с шарфами, сумками и пальто. Головы живых аксессуаров свисали к полу, а ноги обхватывали плечи носильщиков.
Тебе могло показаться, что таким образом дизайнер хотел выступить против объективизации женского тела. Однако здесь смысл в другом. Своими конструкциями Оуэнс подчеркнул, как женщины поддерживают друг друга, буквально взваливая на себя чужую ношу и разделяя горе с близкими им людьми.
А еще перформанс был метафорой материнства — и это не только этап беременности. Матери буквально носят на себе полноценного человека, когда занимаются воспитанием своего ребенка, поэтому девушки, свисающие с моделей — это вполне оправданная затея.
Avavav, весна-лето 2022: разваливающаяся одежда
Показы Avavav всегда привлекают своим антифэшн подходом, который лежит в основе их ДНК. Последнее шоу бренда прошло под девизом «Нет времени на дизайн» — модели выбегали на сцену полуодетыми, кричали, нервничали, ругались на команду за кулисами. Так дизайнер Беате Карлссон хотела показать изнанку фэшн-индустрии и рассказать о стрессе, с которым сталкиваются ее игроки. Ну, и поделиться со всеми главным страхом всех дизайнеров — когда показ идет не по плану.
Но самое шокирующее шоу в истории Avavav прошло годом ранее. На нем модели намеренно падали, спотыкались, а во время того, как они шли по подиуму, их одежда буквально разваливалась на кусочки. Все это стало возможным благодаря нитям, за которые дергали специальные люди за сидениями зрителей.
Свой замысел Беате объяснила так: «Я спросила себя, что самое постыдное может случиться с модным домом, и решила, что это может быть порча одежды. Я хотела создать момент смущения и стыда, чтобы посмотреть, может ли это сосуществовать с роскошью или даже порождать ее».
Alexander McQueen, осень 1998: подожженная модель
Как мы уже сказали, Маккуин — гениальный провокатор, и эту статью можно было бы писать на основе лишь его показов, однако ограничимся лишь двумя примерами. Для британского дизайнера было важно не только, что он представляет на подиуме, но и как. Поэтому сценография его показов всегда была на высшем уровне. И весна 1998 года — не исключение.
Главной темой показа под названием ''Joan'' стали святые мученики, а на нескольких изделиях дизайнер даже поместил фотографии детей Николая II. Но гораздо больше впечатляет кульминация шоу. Показ закрывала модель в образе Жанны д’Арк, окруженная настоящим кольцом пламени. Но, конечно же, все меры безопасности были соблюдены и модель никак не пострадала. Такой вот экстремальный моделинг.