Кеды
Рекламные компании рассказывают нам о научных разработках, уникальных материалах и сложных технологиях изготовления нашей любимой пары кроссовок. Поэтому подсознательно мы ассоциируем спортивную обувь с чем-то новым, только появившимся на свет. А между тем, первая обувь на каучуковой подошве (прабабушка кроссовок) появилась еще в XVIII веке. Конечно, эти «туфельки» сложно назвать красивыми. Они были больше похожи на кроксы, и не делились на левые и правые. В 1892 году Американская Резиновая компания усовершенствовала эту модель, добавив парусиновый верх. Получилась полноценная обувь, которую мы называем кедами. Особенно они полюбились спортсменам. В 1908 году Маркус Миллс Конверс запускает первое массовое производство кед. Миллс создал особенные модели для тенниса и баскетбола – All Star. Последняя очень понравилась баскетболисту Чаку Тейлору и принесла небывалый успех бренду. Чак активно участвовал в разработках Конверса. В благодарность Миллс Конверс переименовал кеды в честь спортсмена. На сегодняшний день Converse All Star Chuck Taylor практически не изменились внешне. Разве что палитра стала разнообразнее, ведь сначала они выпускались только в черном цвете.
Для баскетбола, тенниса, футбола и бега
«Спортивный» успех Конверса вдохновил предпринимателей по всему миру. Узкоспециализированные фабрики открывались везде, от США до Японии. Французская фирма Spring Court выпускала кроссовки для тенниса, а первые беговые модели появились благодаря братьям Дасслерам. В 1948-м братья поссорились, и каждый из них возглавил свою компанию. Адольф Дасслер продолжил выпускать модели для бега в adidas, a Рудольф занялся производством шипованных кроссовок для футбола в своей фирме Ruda, которую затем переименовал в Puma.
Как щупальце осьминога
До 1950-х кроссовки в основном носили спортсмены. Но после войны кожаная обувь стала не всем по карману. Кроссовки были доступнее и удобнее жестких ботинок. После выхода ленты «Бунтарь без причины» эта обувь стала символом свободы и юности. Молодые люди, стремясь во всем подражать главному герою, которого сыграл легендарный Джеймс Дин, поголовно переоделись в кроссовки.
В это время японский бизнесмен Кихачиро Оницука задумался над тем, как он может помочь свой стране. Оницука решил открыть обувную компанию, чтобы обеспечить молодежь рабочими местами, а население – недорогой удобной обувью. Под маркой Onitsuka Tiger он стал производить кроссовки для бега. Подход Оницука основывался на научных разработках и инновационных материалах. Onitsuka Tiger выпускала кроссовки из сетки – ноу-хау материала 50-х, и с уникальной подошвой, которая обеспечивала сцепление с грунтом, как «щупальце осьминога». Кроме того, рабочая сила в послевоенной Японии была очень дешевой, что существенно снижало себестоимость пары кроссовок. Это привлекало западных инвесторов.
Американский студент и бегун Фил Найт и его тренер Билл Боуэрман заинтересовались разработками Оницуки. В Америке беговые кроссовки adidas стоили довольно дорого – 30 долларов. Они были качественными, но далеко не всем по карману, а носить обычные кроссовки за 5 долларов решался далеко не каждый – от них сильно болели ноги, особенно после занятий спортом. В 1964-м Найт и Боуэрман привозят первые 300 пар японских кроссовок под собственным брендом Blue Ribbon Sports (переименованным в 70-х в Nike). Потратив всего 500 долларов, предприниматели положили начало новой эпохе – эпохе дешевых кроссовок. Доступная обувь подстегнула интерес не только к бегу, но и спорту в целом.
Спортивный бум
В 70-х появилось несколько бессмертных моделей кроссовок. Компания Puma первой сделала обувь на липучках, adidas создал культовую модель Superstar, которую к середине 70-х носили три четверти игроков NBA, а один из основателей Nike, Билл Боуэрман придумал кроссовки с вафельной подошвой, вдохновившись кулинарным шедевром жены. Чуть позже Nike выпускает две легендарные баскетбольные модели: низкие Bruin и высокие Blazer. Доступная цена и удобство кроссовок постепенно завоевали широкого покупателя. Из спортивного инвентаря они превращались в повседневную обувь. Их носили все: музыканты Led Zeppelin ходили в кроссовках во время съемок документального фильма, а Вуди Аллен надевал их в театр. Обувь для спорта стала настолько популярной, что в японском городе Кобе открывается первый НИИ по изучению и проектированию кроссовок. А еще в 70-х появляются первые неспортивные модели. Среди хиппи в моду входят кеды на танкетке. Они появились еще в 30-х годах в Италии, где из-за кризиса не хватало металлических супинаторов, и один предприимчивый обувщик создал пробковую подошву, которая плавно перетекала в маленький каблук.
Сексуальная революция и научные технологии
Эпоха 80-х хорошенько «встряхнула» общество. Сексуальная революция не только раскрепостила нравы, но и заставила задуматься о красоте тела. Культ шейпинга и аэробики, рассчитанный, в основном, на женщин, вдохновил Reebok на разработку специальных моделей для девушек: Freestyle и Princess. Параллельно Nike создает обувь специально для молодого перспективного баскетболиста – Майкла Джордана. Кроссовки Air Jordan стали одной из наиболее коммерчески успешных моделей за всю историю. Так спортивная обувь разделились на мужскую и женскую. В 80-х появляется еще один вид спортивной обуви: слипоны – легкие кеды без шнуровки. По идее создателя, Пола Ван Дорена, слипоны предназначалась в первую очередь для серфинга. Но после выхода фильма «Беспечные времена в "Риджмонт Хай"» все захотели иметь пару Vans в черно-белую шашечку, как у главного героя, которого сыграл Шон Пенн.
Мир моды и не совсем кроссовки
В 90-х спортивный шик проник на подиумы, а вместе с ним и кроссовки. Дизайнер Хельмут Ланг одним из первых переодел своих манекенщиц в спортивную обувь. Девушки вышли на подиум в кедах adidas Stan Smith c логотипами компании. А у Вивьен Вествуд появляется обувь на головокружительной платформе – «флетформы». Эта модель до сих пор невероятно популярна, ее можно найти во многих коллекциях. Проблемы экологии заставили людей задуматься о состоянии окружающей среды. В моду вошел экологический туризм. Это спровоцировало спрос на Timberland, Catepillar и Birkenstock – бренды, пропагандирующие комфорт и удобство. А Nike начинает делать деньги буквально из воздуха. После успеха модели на воздушной подушке Tailwind (первую партию раскупили буквально за сутки), компания выпускает легендарные Air Max. Эти кроссовки стали символом 90-х. В начале 2000-х мечтой каждого подростка были хилисы – гибрид кед и роликов. Их автор, Роджер Адамс, когда-то был врачом-психиатром, пока его не осенила мысль вставить колеса в обычные кроссовки.
Обувь будущего или назад в прошлое
В прошлом году кроссовки появились на неделе Высокой моды. Так закончилась удивительная трансформация кроссовок: из спортивной обуви они превратились в модный объект желаний. Дизайнеры ежегодно выпускают коллаборации с известными спортивными брендами. Этот год не станет исключением: Nike выпустит линию с концептуальной художницей Джоанной Шнайдер, российский дизайнер Гоша Рубчинский подготовил коллекцию для Vans, а Стелла Маккартни запустила молодежную одежду StellaSport совместно с adidas.
Создавая концепты спортивной обуви, люди стараются опередить время. Кто-то использует экспериментальные материалы и технологии, кто-то воплощает детскую мечту о кроссовках, как в фильме «Назад в будущее». Некоторые современные модели больше похожи на элементы скафандра, космические аппараты и гоночные машины, чем на обувь. Уже сейчас кроссовки способны по-настоящему удивить. У Puma Disc Blaze вместо классических шнурков – диск: стопа фиксируется одним его поворотом. Reebok ZPump Fusion можно накачать воздухом, нажав на кнопку сбоку, чтобы колодка приняла форму ноги. А некоторые беговые модели, например adidas Ultra Boost или Nike Free 3.0 Flyknit, постарались сделать как можно легче, чтобы сэкономить несколько секунд на финише.
Несмотря на все новшества, ретро-кроссовки не теряют актуальности. Кеды на танкетке, о которых вспомнила Изабель Марант в 2011, перевернули наше представление о каблуках. Спрос на классические модели не уменьшается, многие ждут перевыпуска той или иной пары годами. Угадать, какими будут кроссовки будущего – непростая задача. Может быть, мы будем печатать одежду на 3D-принтере каждое утро, или вещи превратятся в сложные устройства, неуступающие нам в интеллекте. Одно можно сказать точно, по какому бы пути человечество не развивалось, мода не забывает уроков прошлого.