В декабре 2020 года ученики старших классов пишут итоговое сочинение уже в седьмой раз. Итоговое сочинение или итоговое изложение — некий пропуск к сдаче ЕГЭ, а также возможность проверить свои способности и получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Сейчас расскажем, как написать сочинение и получить «зачет» 👍

📆 Когда

Подача заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) - до 17 ноября 2020 года.

Основная дата — 2 декабря 2020 года, 10:00 по местному времени. Результаты будут опубликованы до 18 декабря 2020.

Дополнительные сроки проведения — 3 февраля и 5 мая 2021 года.

Время написания — 3 часа 55 минут.

🙄 Сочинение и изложение: в чем разница

Отдельные категории учеников могут отказаться писать сочинение и писать вместо него изложение — пересказ текста с пониманием его проблем и тематик.

Кто может писать изложение:

  • Ученики с ограниченными возможностями здоровья;

  • Обучающиеся на дому по медицинским показаниям;

  • Ученики специальных закрытых учебно-воспитательных учреждений;

  • Отбывающие наказание в местах лишения свободы.

📑 Темы

Конкретные даты станут известны в день экзамена. Кроме того, они будут отличаться в разных часовых поясах.

Тематические направления 2020–2021 года такие:

1. Забвению не подлежит

Комментарий от ФИПИ: »Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы».

2. Я и другие

Комментарий от ФИПИ: «При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему».

3. Время перемен

Комментарий от ФИПИ: «В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в „большом времени“ с его проблемами и противоречиями».

4. Разговор с собой

Комментарий от ФИПИ: «Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит „быть самим собой“. Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике».

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Комментарий от ФИПИ: «Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики».

📌 Кто и как оценивает

За сочинение можно получить либо «зачет», либо «незачет».

Проверяет сочинения и изложения Комиссия образовательных организаций или экспертные комиссии муниципальном и региональном уровне.

💯 Критерии

  1. Объем. Сочинения — от 350 слов, изложения — 250-300 слов. «Незачет» ставится, если в обоих случаях менее 250 слов.

  2. Отсутствие списывания и копирования. Сочинение и изложение необходимо написать самостоятельно.

  3. Критерии содержания. Для сочинения их 5, для изложения — 3.

Итоговое сочинение:

  • Соответствие теме;

  • Аргументация;

  • Композиция и логика рассуждения;

  • Качество письменной речи;

  • Грамотность.

Итоговое изложение:

  • Содержание изложения;

  • Логичность изложения;

  • Использование элементов стиля исходного текста.

Чтобы получить «зачет», надо обязательно иметь положительный результат (+) по 1 и 2 критерию, а также по одному из других критериев. Если сочинение не соответствует теме, не приведена аргументация, а в изложении отсутствует содержание и логичность, то ставится «незачет».

Источник
giphy.com

📚 Структура

Вступление. Здесь выражены основная идея и тезисы. 60-70 слов.

Основная часть. Состоит из нескольких тезисов. Всего 200- 250 слов.

1 тeзис (20-30 слов). Состоит из аргумента или примера, перетекает в небольшой вывод и переходит к новой мысли.

2 тезис. Состоит из аргумента или примера, перетекает в небольшой вывод и переходит к заключению.

Заключение. Делается вывод на основе тезисов. 60-70 слов.

😱 Типичные ошибки

  1. Шаблонность. Ирина Лукьянова, писательница и учительница литературы московского лицея «Интеллектуал», в интервью с «Мелом» рассказала, что школьники боятся работать самостоятельно, без шаблона, боятся высказывать свои мысли. При этом сами экзаменаторы всегда рады видеть личное мнение ученика, а не набор канцелярита и клише.

  2. Подмена аргументации пересказом. Аргументы должны подтверждать сказанное ранее в тексте, а не повторять.

  3. Несоответствие теме. Например, слишком общее понимание темы, или выбор не тех ключевых слов в формулировке, непонимание терминов;

  4. Неудачный подбор литературного материала. А также искажение текстов, фактические ошибки при пересказе, неумение сформулировать главную мысль.

  5. Ошибки в композиции и логике. Например, отсутствие смысловых связей, особенно между вступлением и заключением.

  6. Ошибки в письменной речи. Нарушение лексической сочетаемости, неуместные заимствования, диалекты и просторечия, тавтология и плеоназм, непонятный порядок слов в предложении.

  7. Грамматические ошибки — пунктуационные и орфографические.

🙌 Как не допустить ошибок

  • Полагаться не на штампы и шаблоны, а на собственные мысли;

  • Проверять итоговое сочинение или изложение на наличие ошибок;

  • Учиться приводить аргументы, делать выводы. Это можно делать не только письменно, но и устно или в интернете.

  • Читать рекомендованную литературу.

❗ Где узнать результаты

На сайте ege.edu.ru и на специальных сайтах для каждого региона, которые курируют сдачу ЕГЭ. Москвичи также могут проверить результаты на портале mos.ru.