Из хоррора в комедию: честная рецензия на фильм «Одно целое» | Источник: theGirl
Фото

theGirl

31 июля в российский прокат выходит американо-австралийский фильм ужасов «Одно целое» — полнометражный дебют режиссера Майкла Шэнкса, до этого известного по коротким метрам и работе на телевидении. Главные роли исполнили супруги Дэйв Франко и Элисон Бри, и уже один этот факт мог бы привлечь внимание зрителей. Анонсированный как самый страшный боди-хоррор года, фильм на деле оказался куда менее пугающим, чем обещали маркетологи, и гораздо более странным — как по жанру, так и по тональности.

Сюжет разворачивается вокруг молодой пары — Тима и Милли, — которые переезжают в тихий провинциальный город в поисках уединения и спокойной жизни. Незадолго до их приезда бесследно исчезает другая влюбленная пара, но герои не придают этому особого значения. Изначально все идет размеренно и даже скучновато — вплоть до момента, когда Тим и Милли во время прогулки в лесу проваливаются в загадочную яму, похожую на разрушенные руины церкви. Им удается выбраться, но после этого с ними начинает происходить нечто по-настоящему странное. Постепенно становится ясно: их тела, буквально, начинают сливаться — не метафорически, а физически.

С первых минут фильм пытается следовать классическим канонам жанра: мрачная атмосфера, таинственные намеки, тревожная музыка и пугающий саунд-дизайн. И, надо признать, в первой трети ленты все это работает — напряжение нарастает, тревога подкрадывается. Но беда в том, что режиссер, похоже, слишком долго разогревает зрителя. Когда ты минут двадцать находишься в ожидании, что вот-вот начнется настоящий хоррор, но этого не происходит, возникает разочарование. Особенно когда многие жуткие сцены оказываются лишь воображением героев. В какой-то момент появляется ощущение, что все происходящее — просто чей-то затянувшийся сон, и вот-вот кто-то проснется.

Источник: Кадр из фильма «Одно целое»
Фото

Кадр из фильма «Одно целое»

Тем не менее, у фильма есть сильная центральная идея — «слияние» главных героев. Именно она становится смысловой и визуальной основой «Одного целого». Этот процесс пугает, вызывает отвращение, но одновременно — завораживает.

Правда, драматическая подоплека вызывает вопросы. Тим и Милли вроде бы любят друг друга, они говорят об этом вслух, но поведение героев не всегда это подтверждает. В диалогах проскальзывают язвительные, а порой даже жестокие реплики. Складывается ощущение, что они скорее раздражают друг друга, чем притягивают. В этом контексте «слияние» смотрится не как метафора любви, а как насилие над личными границами.

Тем не менее, именно эта странная механика становится самой интригующей частью фильма. Долгое время зрителю не объясняют, как и почему это происходит, и это не раздражает, а наоборот — увлекает. Тайна работает. Шэнкс играет с визуальными образами, делает акцент на телесности, но не уходит в откровенную жесть. По сути, для заявленного боди-хоррора здесь удивительно мало крови и отталкивающих сцен. Все решено достаточно деликатно, и, возможно, именно это делает фильм более доступным для широкой аудитории, но и менее запоминающимся для любителей жанра.

Источник: Кадр из фильма «Одно целое»
Фото

Кадр из фильма «Одно целое»

Ближе к середине картина находит баланс между психологической драмой и телесным ужасом. В этом режиме фильм работает лучше всего: он становится более ритмичным, выстраивает напряжение, предлагает символизм и оставляет простор для интерпретаций. Однако ближе к финалу тональность начинает стремительно меняться. То, что начиналось как мрачный эксперимент, превращается в нечто странное, почти пародийное. Поведение героев становится непоследовательным, сюжет — все более абсурдным.

Иногда кажется, что авторы сами не до конца понимают, в каком жанре работают. Пугающее соседствует с комичным, а кульминация неожиданно уходит в сентиментальность. Финал и вовсе больше напоминает мелодраму с элементами романтической комедии, чем хоррор.

Источник: Кадр из фильма «Одно целое»
Фото

Кадр из фильма «Одно целое»

В этом кроется главная слабость «Одного целого» — в неуверенности. Фильм словно не может определиться, что он на самом деле: страшная история о потере индивидуальности или метафора любви, в которой люди буквально становятся «одним целым». Юмор, возникающий ближе к концу, выглядит неуместным и выбивающимся из настроения. Он не облегчает напряжение, а разрушает атмосферу, создаваемную в начале.

И все же, несмотря на огрехи, «Одно целое» нельзя назвать провалом. Это неординарная попытка осмыслить тему отношений через призму жанра, пусть и с неровным результатом. Интересная визуальная подача, сильная идея, необычная механика слияния и, конечно, харизматичные актеры. Дэйв Франко и Элисон Бри, будучи супругами в реальной жизни, вносят в фильм особую энергию — даже когда их герои ведут себя странно или неубедительно, между ними ощущается химия. Она и спасает фильм в его наиболее шатких местах.

В итоге «Одно целое» — это не страшный хоррор, каким он хотел бы быть, но и не пустая трата времени. Это любопытный эксперимент на стыке жанров, с хорошей задумкой и живыми актерами, который мог бы стать отличным фильмом — если бы знал, кем он хочет быть.