Каждая девушка хотя бы раз в жизни мечтала об отношениях, как в кино. Вспомни героев из «Титаника»: бунтовщики-мечтатели, которые ради друг друга готовы бросить вызов предрассудкам общества. А Харли Квинн и Джокер: безумная, во всех смыслах, любовь. Пускай Джокера и можно назвать абьюзером, но кто не мечтал о «гангстерской» любви с Bad boy? А задумывалась ли ты о том, какие типы отношений показывают в кино? И вообще как выглядит та или иная привязанность, ведь нередко встречая партнера мы не понимаем на сколько друг другу подходим?
Теория привязанности
Давай разбираться. Каждый второй психолог или коуч в интернете говорит о типах привязанности. Но иногда рассказывает сложным научным языком, от которого или возникает куча вопросов, или хочется спать. Вот простое объяснение:
Теория привязанности утверждает, что наш опыт ранних отношений с родителями (да-да, все идет из детства) формирует модель отношений, которая влияет на наши будущие связи, включая романтические. Она включает в себя представления «достойны ли мы любви и внимания» и «надежен ли партнер, можно ли ему доверять».
Обычно выделяют четыре стиля привязанности:
Надежная привязанность. Люди с надежной привязанностью чувствуют себя комфортно в близости, доверяют своим партнерам, не боятся зависимости и не испытывают чрезмерной тревоги по поводу отношений. Они способны строить стабильные, любящие и равноправные отношения. Их «внутренняя рабочая модель» предполагает, что они достойны любви и другие люди надежны.
Тревожный тип. Люди с данной привязанностью испытывают сильную потребность в близости и постоянном подтверждении любви. Они часто беспокоятся об отношениях, боятся быть отвергнутыми, могут быть чрезмерно требовательными к партнеру и склонны к ревности. И в глубине души они считают, что не достойны любви, а партнер может в любой момент их предать.
Избегающий тип. Такие люди стараются не привязываться к партнерам из-за страха предательства. Для них каждый партнер потенциальный «Иуда», поэтому, чтобы не обжечься об любовь, люди с избегающей привязанностью стараются максимально эмоционально отдалиться.
Дезорганизованная привязанность. Этот тип — сочетание двух предыдущих, поэтому нередко такие люди испытывают противоречивые чувства. Их поведение в отношениях часто непредсказуемо и может включать в себя элементы тревоги, избегания и даже агрессии. Это происходит из-за того, что такие люди считают себя недостойными любви, а партнера одновременно и источником утешения, и источником страха.
Но каждый тип привязанности проще понять через кино. Сценаристы часто берут данную теория отношений за основу и гиперболизируют.
Трилогия «Перед…»: реализм и глубина эволюции отношений
Начнем с самой красивой истории любви, которую грубо можно назвать цикличным курортным романом — фильмы «Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью».
Ричард Линклейтер распределяет все этапы отношений на три картины. В первой Джесси и Селин встречают друг друга при долгой, спонтанной прогулке по Вене, раскрывают друг другу душу, делятся мыслями и планами на будущее. Их отношения основаны на глубокой интеллектуальной связи и обмене чувствами. Так демонстрируется влюбленность.
Во втором фильме герои снова встречаются, но уже в Париже. Их отношения наполнены сожалением об упущенном времени, нераскрытых чувствах и осознанием изменений, произошедших в их жизни. Джесси и Селин осознают всю ответственность отношений и принимают ее.
А в заключительной картине трилогии герои пытаются принять реальность долгосрочных отношений, наполненных бытовыми проблемами, конфликтами, усталостью и сомнениями. Они сталкиваются с вопросами самореализации, распределения обязанностей и сохранения страсти.
Джесси и Селин — идеальный пример надежной привязанности. Во главу отношений ставится не постоянное получение адреналина и эндорфинов, а взаимопонимание, принятие партнера таким, какой он есть, взаимоуважение. Любовь — это не только постоянная романтика и радость, но и жизненные трудности, которые нужно уметь преодолевать вместе, не перекладывая ответственность на вторую половинку.
«Дневник памяти»: идеализированная любовь, преодолевающая все препятствия
Классическая история любви, которую мечтает воплотить любая девушка еще с подросткового возраста. Что может быть романтичнее, чем парень, который добивается девушки, несмотря на классовые различия и предстоящую свадьбу? Но, к сожалению, здесь все не так радужно.
Отношения Элли и Ноя слишком идеализированы. Девушка демонстрирует черты тревожного типа привязанности, особенно в моменты неопределенности и разлуки. Из фильма не ясно, какой тип у Ноя, но если он относится к такому же тревожному или надежному, то в реальности, как и в фильме, эти отношения прожили бы очень долго. Только к ним бы добавилась небольшая ревность и, возможно, проверки на верность.
«500 дней лета»: разрушение иллюзий и несовпадение ожиданий
Самый интересный случай, который прекрасно показывает что будет если до последнего верить в идеальную любовь из фильмов, кино и музыки. Как упоминается в картине, представления Тома об отношениях сложились на основе британской поп-культуры, а особенно фильма «Выпускник» и песен группы «The Smiths». Поэтому он влюбляется не в личность Саммер, а в собственную фантазию. Из этого вытекает несовпадение ожиданий и реальности. Том не может принять возлюбленную и пытается ее изменить в угоду мечтам.
Вдобавок, у главных героев разные типы привязанности: у Тома — тревожный, у Саммер — избегающий. Если парень верит в любовь всем сердцем и боится потерять возлюбленную (а точнее ее идеализированный образ), то девушка буквально говорит, что из-за развода родителей считает ее выдумкой.
Такие конфликты абсолютно разных мировоззрений и психологических особенностей приводят к несовместимости и, как следствие, к расставанию.
«Бойцовский клуб»: деструктивная зависимость и поиск идентичности в хаосе
Да-да, в «Бойцовском клубе» тоже есть романтические линии, а точнее она одна и одновременно две. Любовь в фильме не такая заметная, но зато прекрасно характеризует дезорганизованную привязанность.
Напомню, что фильме помимо Рассказчика и Тайлера Дердана была еще героиня Хелены Бонэм Картер Марла Сингер. Рассмотрим только романтическую линию с Рассказчиком. Отношения героев основаны на взаимном отчаянии, цинизме и стремлении к разрушению общепринятых норм, из-за чего можно сказать, что они подпитываются негативными чертами друг друга. Также оба персонажа несут в себе травмы и внутренние конфликты, которые проявляются в их деструктивном поведении.
Так и формируется дезорганизованная привязанность. Оба партнера не знают что делать, куда двигаться и чего они хотят от отношений на самом деле.
«Дрянь»: исцеление, принятие и возможность надежной привязанности
Бывают также случаи, когда человек меняет свой тип привязанности, как героиня мини-сериала «Дрянь». Вначале картины персонаж Фиби Уоллер-Бридж имеет избегающий тип, вызванным чувством вины и неспособностью справиться с травмой. Она избегает близости, использует секс как способ заглушить боль и отталкивает людей, которые пытаются ей помочь. Однако, отношения со Священником становятся для нее катализатором изменений.
Герой Эндрю Скотта видит ее настоящую, понимает ее боль и не осуждает за ошибки. Он помогает ей осознать свои проблемы и начать процесс исцеления. В финале сериала Дрянь делает выбор в пользу самопознания и принятия, отказываясь от отношений со Священником, понимая, что ей нужно сначала разобраться с собой. Хотя ее путь к надежной привязанности еще не завершен, сериал показывает, что перемены возможны и что исцеление начинается с принятия себя. Отношения со Священником, несмотря на их трагический финал, позволяют Дряни двигаться в сторону более здоровых и зрелых связей.
Романтическая привязанность как отражение человеческого опыта в кино
Да, отношения в фильмах неидеальны и зачастую гиперболизированы, но благодаря этому можно увидеть, как выглядит тот или иной тип привязанности. Это может сподвигнуть к анализу себя и собственных отношений. Главное — всегда помнить, что в паре должны работать оба партнера.