Возможно, тебя это удивит, но оказывается существует целая книга с ответом на заданный вопрос. Она так и называется — «Как научиться учиться». Написал ее Ульрих Бозер, американский исследователь образования, который сам плохо усваивал знания в школе.
«У меня действительно были проблемы с восприятием информации на слух — мне до сих пор бывает трудно следовать словесным инструкциям. И, скажем честно, я — не гений», — написал Ульрих сам о себе. Однако он нашел способы начать хорошо учиться и объяснил их многим детям и взрослым.
Шаг 1. Найти ценность в учебе
Возможно, ты плохо учишься, потому что не понимаешь, зачем это вообще нужно. Но смысл не находится сам по себе — его нужно раскрыть самостоятельно. Ведь если кто-то со стороны скажет: «Это так важно знать! Тебе это пригодится», — ты скорее почувствуешь отторжение, а не мотивацию. Так устроена человечески психика.
Ульрих Бозер рекомендует спросить себя: «Понимаю ли я, почему это так важно для меня?». Как только вы найдёте собственную выгоду в получении знаний, вам станет проще учиться. Например, выучить математику можно для того, чтобы стать звездой класса и привлечь внимание старшеклассников.
Шаг 2. Сфокусироваться на важном
Автор книги выделяет два существенных вопроса, которые ты должна задать себе:
Чему я хочу научиться?
Каков мой план?
Эти вопросы помогают сохранить необходимый фокус. Если ты знаешь, что тебе важно поступить на бюджетное отделение университета и получить востребованную специальность, то тебе будет легче начать хорошо учиться.
Шаг 3. Поменять отношение к преподавателю
Если ты воспринимаешь учителя математики только как «проверяльщицу домашних работ» и «выставляльщицу оценок», то вряд ли сможешь получить от нее новые знания. Ведь в таком случае ты просто должна делать домашку и стараться ради оценок. Но ведь обучение гораздо шире этого! Наставник — тот, кто протягивает тебе руку и ведёт навстречу новым знаниям. Его цель — научить тебя, а не оценить способности. Поэтому попробуй взглянуть на учителя под другим углом ;)
Шаг 4. Восполнить недостающие пробелы в знаниях
Существует «эффект знания», суть которого в том, что изучить что-то, если ты совсем ничего об этом не знаешь — очень сложно. Никакого обучения не может быть без определенных базовых знаний. Кстати, это утверждение верно для любой области: от математики и литературы до живописи.
Например. Попробуй понять суть этого предложения, если ты совершенно ничего не знаешь о материаловедении: «Представлен припой из улучшенного дисперсионно-упроченного свинцово-оловянного сплава, в котором рассеяно до 5% мелких частиц». Ну как? Нереально, правда?
То есть для движения вперед и достижения хороших результатов в учебе тебе нужно вернуться назад и восполнить недостающие знания. Возможно, ты что-то упустила, а теперь получаешь двойки и никак не можешь догнать одноклассников.
Шаг 5. Освоить самое легкое из того, что ты не понимаешь
Многие компьютерные игры построены на таком принципе: игроку даются задачи, слегка превышающие его уровень. Когда он их освоит — переходит на новый этап. Так же и в обучении.
Чтобы начать хорошо учиться, нужно слегка выходить за рамки изученного. Следует активно тянуться к знаниям и тогда учение принесёт максимум пользы. Если ты хочешь изучить историю искусств, то наиболее эффективными для тебя вопросами будут следующие: «Кто такой Джакометти?», «Почему Дега считается первым художником-модернистом?».