Сериал «Клюквенный щербет», как и «Зимородок», — это уже не просто проект, а целая эпоха. Кажется, что мы успели сродниться и с Уналами (но не хотелось бы), и с Арсланами, и даже ошибки, которые они допускают, кажутся нам ошибками не просто выдуманных героев, а оплошностями наших близких друзей и знакомых. Со стороны может создаться впечатление, что Пембе — единственная из героев, которая ни разу не была замешана в каком-то скандале напрямую, а касалась их лишь косвенно.
Отчасти это правда, ведь она почти всегда была… инициатором бардака, который творился вокруг. Да, да, я говорю это почти со 100% уверенностью. Если бы не она, то Апо не стал бы встречаться с Алев, Доа и Фатих не разрушили бы свои отношения, Нурсема не упала бы с балкона, а Ниляй не оказалась бы в больнице при смерти. Но, пожалуй, обсудим все по порядку, тут есть, на чем остановиться подробнее.
1. Нежеланная невестка = разрушенная жизнь сына
Да, Фатих никогда не казался мне ангелом, и даже в первых сериях первого сезона в его слишком «сладком» поведении уже прослеживались негативные черты. Тем не менее, шанс построить нормальные отношения с Доа у парня был, ведь он любил ее и продолжает любить, пусть даже странно и по-своему. Переломным моментом в ситуации стало тотальное непринятие «невестки» со стороны Пембе, которая всеми силами старалась «выжить» дочь Кывылджим из дома, пусть и не напрямую.
Кроме того, во многом на паре негативно отразилось желание женщины жить со всеми детьми под одной крышей. По факту, если бы Фатих и Доа были отпущены Уналами в отдельный дом, всех проблем можно было бы избежать. Но Абдулла остался не в восторге от подобной идеи, а Пембе, которая всегда умела повлиять на мужа, пусть тот ее и не любил, просто не захотела, чтобы «сыночка» жил вдали от нее. Из-за этого в паре начались конфликты, а тот факт, что героиня условно нормализовала факт измены со стороны Фатиха, окончательно уничтожил и без того отсутствующий баланс.
2. Помешательство на Абдулле
Да, я все понимаю: Пембе вышла замуж совсем юной, не видела других мужчин и надеялась, что схема «стерпится, слюбится» сработает и в ее случае. Но все равно героиня постоянно ждала от супруга подвох, причем заранее обвиняла женщину, которая потенциально может принести разлад в их размеренную семейную жизнь. Напомню, что в начале сериала «Клюквенный щербет» Алев просто общалась с Апо в дружеской манере, и в этой коммуникации не было на намека на романтику. Что случилось потом?
Правильно, Пембе так отчаянно пыталась уличить сестру Кывылджим в попытках увести мужчину из семьи, что Алев сама поверила в какие-то чувства к отцу Фатиха. А если и не поверила, то просто захотела поиздеваться над зловредной женщиной назло, ведь она так отчаянно хотела, чтобы ей изменили… Позже именно Пембе подставила Алев и стала причиной, по которой девушка оказалась в тюрьме, и в этом властной матери семейства помог ее сын Мустафа, который просто не хотел ее расстраивать.
Да и причиной, по которой Алев улетела в Германию, стала все та же Пембе. Героиня давила на жалость и свои болезни, чтобы Абдулла от нее не ушел, сестра Кывылджим отчаялась и просто покинула страну. Перелет на позднем сроке плохо отразился и на девушке, и на ее беременности, так что Алев умерла во время родов.
3. Брак, который чуть не убил Нурсему
Переходим к следующему этапу. Для своей дочери Пембе буквально главный враг, но сцена, в которой та рвет работы Нурсемы меркнет, когда мы вспоминаем, как женщина насильно отдала девушку какому-то психопату. Слава Богу, что сестра Фатиха смогла выжить после падения с балкона, а если бы нет? И самое парадоксальное то, что в третьем сезоне все как будто забылось, ведь Пембе опять решила… выдать дочь замуж против ее воли. Конечно, имам бы не попытался изнасиловать и убить Нурсему, однако это четко давет понять: героиню «Клюквенного щербета» та ситуация вообще ничему не научила.
Честно говоря, за почти три года просмотра я поняла, что Пембе буквально душит детей своей любовью, которая медленно, но верно превращается в разрушительную ненависть. Ее попытки контролировать все, везде и сразу приводят к тому, что все становятся несчастными, потому что героиня будто бы не хочет, чтобы Нурсема, Фатих и Мустафа жили лучше, чем она. Согласись, в этом определенно есть какой-то смысл.
4. Потакание капризам Гёркем
По факту все те кризисы, свидетелями которых мы стали во втором и начале третьего сезонов — дело рук Пембе-ханым. Именно она нашла своему сыночку подходящую невесту (нет), которая будет не такой, как ненавистная ей Доа. Да, согласна, главная героиня «Клюквенного щербета» и рядом не стояла, потому что Гёркем оказалась в разы хуже. За маской смирения и подобострастия по отношению к свекрови скрывался такой монстр, что это даже не описать словами.
И даже когда поступки красотки стали заметнее, Пембе все равно отказывалась признавать свою ошибку, потому что такие святые женщины, как она, просто не умеют ошибаться. Так что частично вина за ужасающий пожар в том ресторане, который унес несколько жизней и едва не погубил супругу Мустафы, — вина героини «Клюквенного щербета». Ведь она унизила и вышвырнула Гёркем из дома так яростно, что та просто не могла уйти молча и без отмщения.
5. Критическое состояние Ниляй
Конечно, наиболее пострадавшим от пожара персонажем стала Ниляй, потому что так историю прописали сценаристы «Клюквенного щербета». Впрочем, это более, чем логично: благодаря такому ходу от рук Пембе фактически пострадали все ее дети. Вспомни отчаяние Мустафы, который боялся потерять жену и остаться вдовцом с малышом на руках?
Как я написала выше, в дом Гёркем привела именно Пембе, она же выбросила девушку как ненужную вещь, перед этим унизив ее и дав ей пощечину. Конечно, героиня с нестабильной психикой задумывалась о мести и раньше, но не исключено, что она была бы более точечной и менее жестокой, если бы не этот факт. Так что состояние, в котором оказалась Ниляй, — эффект от очередного «заскока» Пембе-ханым. Ожидаемо? Более чем.