Эмотиконы
То, что мы привыкли называть смайликами, на самом деле никакие не смайлики, а пиктограммы, которые носят красивое и непонятное название эмотикон (от англ. emoticon), то есть это такая штука, которая как бы изображает эмоцию. Потому что писать «радость» или «печаль» до недавнего времени считалось долгим и глуповатым занятием. Чаще всего эмотиконы составляются из типографских знаков и обозначают интернациональные понятия, поэтому они не воспроизводят текущую речь, не отображают грамматических, фонетических и других особенностей естественного языка, а только эмоции и чувства, которые во всем мире одни и те же. То есть, если уж совсем точно, то эмотиконы можно отнести к паралингвистическим средствам письменной коммуникации (очень красиво звучит, правда? «паралингвистическим средствам»...), ну то есть к таким средствам, которые не являются речевыми единицами – ни словом, ни звуком, ни фразой, но позволяют эмоционально окрасить эти самые слова и фразы.
Смайлики
Более конкретным, а значит, и совершенным, графическим средством отображения эмоционального настроя собеседника являются смайлики. По сути, именно смайликов всего два «:-)» и «:-(», и это не народное творчество, уходящее своими корнями в глубь веков, а вполне конкретная история с конкретным автором. Нарисовал первый смайлик американский художник Харви Болл. И случилось это тогда, когда в самом начале 1960-х в Америке начался процесс слияния крупных страховых компаний. Как всегда, кого-то увольняли, кого-то лишали денег и радостей, так что процесс шел очень болезненно и, конечно, начал сказываться на так называемой корпоративной морали сотрудников. Иными словами, неуверенность служащих в завтрашнем дне сделала их более раздражительными, растерянными и грустными. Представители компании State Mutual Life Assurance Cos. of America решили поднять «боевой дух» своих сотрудников, то есть «заставить» служащих улыбаться всякий раз, когда они встречаются с клиентами, подходят к телефону или работают с документами. То есть да, лучше вообще постоянно чтоб улыбались. Для достижения поставленной цели решено было провести не совсем обычную рекламную акцию, но нужен был яркий, запоминающийся символ, и в декабре 1963 года страховщики пришли к Харви Боллу.
Как позже признался Болл, на всю разработку у него ушло не более 10 минут. За работу ему заплатили 45 долларов, и это была вся прибыль, которую Болл когда-либо получал за смайлик: он даже не хотел регистрировать его как торговую марку, не защищал свое авторское право и, по словам его сына Чарльза Болла, никогда не жалел об этом: «Он не умел обращаться с деньгами. Он имел обыкновение говорить: "Эй, я могу одновременно есть только один бифштекс и не могу одновременно управлять несколькими автомобилями"». Первый смайлик был прикреплен к булавке, то есть сделан в виде значка, и выдавался служащим и клиентам компании. Ну и как они только встречались, то сразу начинали улыбаться. И всем это очень нравилось. Прям очень. И компания сперва заказала еще несколько тысяч, а потом еще несколько десятков тысяч и еще. И заказывали и заказывали. Но известным всему миру смайлик стал лишь в 1970-е, когда двое братьев из Испании придумали для смайлика слоган «Have a Happy Day». Улыбка с таким девизом сразу стала хитом, и вскоре смайлик появился на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках – одним словом, на всем, что может быть быстро продано.
А вот свое графическое воплощение смайлик получил гораздо позже. И первым, кто предложил использовать смайлик в том виде, в котором мы его знаем, был гениальный русский писатель Владимир Набоков. В 1969 году в одном из своих интервью он сказал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос».
Однако ввел в обиход смайлик только американский ученый Скотт Фалман. 19 сентября 1982 года он написал в своей университетской переписке: «Предлагаю использовать вот такую последовательность символов для обозначения шутливых сообщений :-) Читать следует сбоку». С тех пор так и повелось. Сегодня сосчитать количество смайликов уже невозможно. Тысячи их! И теперь вообще непонятно – зачем нам слова?!