В этом нет ничего постыдного: все мы время от времени совершаем ошибки, поэтому нам приходится извиняться. Кто-то рождается с этим «даром», а кто-то неловко бормочет «ну ты это… извини, что ли», потому что понятия не имеет, как правильно и эффективно просить прощения.
Почему это важно? Потому что есть кое-что похуже, чем вина и стыд, которые мы испытываем, когда обижаем кого-то. Для человека естественно анализировать каждый свой шаг, это называется рефлексия. Именно она может впоследствии развить тревожность, раздражительность и фрустрацию. А находиться наедине с этими чувствами ужасно противно. Более того, они медленно, но верно разрушают твою нервную систему. А кому хочется потратить все нервы уже к тридцати годам?
Конечно же, лучше вообще не обижать людей – тогда и извиняться не придется.
К сожалению, это не так просто, ведь порой мы делаем это невольно и даже не догадываемся, что именно может задеть человека. Так что искреннее и эффективное извинение – один из самых сильных инструментов в налаживании отношений. И чтобы точно не наломать дров, давай прислушаемся к совету эксперта. Профессор психиатрии и автор книги On Apology Аарон Лазар предложил четыре шага, которые почти наверняка помогут уладить конфликт.
ПОСТАВЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО
Возможно, самый важный элемент извинения состоит в полном принятии своей вины. Это значит, что нужно понять, в чем именно заключается твоя вина, как она повлияла на человека, и что он чувствует сейчас. Короче говоря, поставить себя на место обиженного.
Это сложно. Аарон Лазар поясняет: «Некоторые люди сдаются уже на первом шаге, потому что приносят неполные извинения («прости за что угодно»), используют пассивные конструкции («ошибки были совершены»), делают извинение условным («если ошибки были совершены»), повторяют «прости» вместо того, чтобы признать, в чем истинно виноваты или вообще извиняются за что-то другое».
Исследования подтверждают, как важен этот шаг в извинении.
Так что, вместо того, чтобы тысячу раз выпалить «прости-прости-прости-прости-прости!», задумайся о том, за что ты извиняешься, и что после твоих обидных слов или действий чувствует человек.
ОБЪЯСНИ, КАК И ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО
После того, как приняла обиду и выяснила ее причины, можно перейти к объяснениям. Это твой шанс рассказать, как так вышло. Важно не начать эту часть с союза «но»: объяснение и принятие вины не взаимоисключаемы, они просто дополняют друг друга.
РАССКАЖИ О СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ
А это уже часть, где ты наконец сможешь сказать, как тебе жаль. Вырази раскаяние, стыд и смирение в отношении того, как обида твоего друга заставила тебя чувствовать. Твои слова помогут человеку понять, что ты говоришь с ним искренне и серьезно.
ЧТО ТЫ СДЕЛАЕШЬ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ СИТУАЦИЮ?
Измениться в лучшую сторону и не допустить подобного в будущем – это финальный шаг эффективного извинения, который покажет, что ты полна решимости исправиться. Всегда будь готова рассказать о том, что ты собираешься делать дальше. «В следующий раз я помогу тебе», «я обязательно сдержу обещание», «я буду очень стараться», «я буду более ответственной и перестану подводить тебя» и так далее, в зависимости от ситуации.
От себя добавим еще вот что. Все ссоры, конечно, очень индивидуальны. Поэтому важно учитывать личные особенности человека, перед которым ты извиняешься. В любом случае, настраивай себя позитивно, старайся быть спокойной, следуй этим простым четырем шагам и не бойся импровизировать, если что-то пойдет не так. Самое главное – сохранить отношения, которыми ты дорожишь!
А что делать, если обидели тебя? Покажи эту статью ;) А сама почитай (на всякий случай) Как перестать обижаться на все подряд