Как это произошло, рассказывает Заира Келигова, сооснователь социального маркетплейса Oskelly.
Модная индустрия во всем мире динамично развивается, и дома с историей стремятся быть современными. Многим из них это отлично удается! Наглядный пример – модернизация Chanel под руководством покойного Карла Лагерфельда.
За последние 5 лет благодаря соцсетям появились новые способы продвижения бренда и его коммуникации с потребителями. Большинство лейблов стремятся вести собственные аккаунты, чтобы о них узнало как можно больше людей – и для модного сегмента, и для социальных медиа очень важна яркая и понятная визуальная составляющая.
Креативные форматы
Fashion-индустрия меняется так быстро, что глянец за ней не успевает – чего не скажешь о соцсетях! Мода, в свою очередь, стала более гибкой к их требованиям. Некоторые дизайнеры (например, Александр Вэнг) уже на этапе разработки коллекции стараются учитывать, как она будет выглядеть на фото в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).
Бренды переходят на систему дропов – выпускают часть своей коллекции в определенный день недели, создавая огромный ажиотаж. Другой вариант – вместо одной коллекции в сезон они выпускают несколько капсул и коллабораций (явление fast fashion). Это позволяет чаще делать посты в своих социальных сетях и получать больше упоминаний в других аккаунтах.
На этом зависимость от social media не заканчивается: креативные директора проводят кастинги (яркий пример – Никола Формикетти для Diesel) с помощью хэштегов в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), маркетологи адаптируют рекламные кампании лейблов к конкретным онлайн-платформам (как это было у Calvin Klein с приложениями Snapchat и Tumblr).
Стремясь заполучить больше лояльности со стороны пользователей социальных сетей, модные дома привлекают к показам и фотосессиям моделей с разными типами фигур и цветом кожи. Желая выделиться в ленте новостей, бренды выбирают моделей с запоминающимися чертами лица или другими особенностями, например, альбинизмом и витилиго (нарушением пигментации) – таких как Мелани Гайдос, Виктория Модеста, Шон Росс, Алиса Лисс и Винни Харлоу.
Селебрити в помощь
Знаменитые певицы, актеры и, конечно, блогеры тоже оказывают на моду не последнее влияние. Например, Рианна и Ким Кардашьян бьют все рекорды по количеству коллабораций с модными журналами и люксовыми брендами – более того, звезды сами создают лейблам конкуренцию, запуская собственные.
Посредством социальных сетей происходит диалог между миром моды и людьми в режиме реального времени – в комментариях к посту свое мнение о новой коллекции может высказать каждый. И лейблы начинают прислушиваться. А ведь раньше это были два совершенно разных, отделенных друг от друга мира.
Стоит только начать
Теперь начинающим дизайнерам тоже гораздо проще войти в сферу fashion и получить первых покупателей. Если раньше для того, чтобы заявить о себе, требовались огромные рекламные бюджеты, то теперь достаточно завести аккаунт и выкладывать свои вещи. Которые в итоге могут стать куда более востребованными, чем одежда известных масс-маркетов: люди ценят качество и оригинальность. Наглядные тому примеры – Иваdress и All We Need.
Доступная всем
Пользователи Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) и ВКонтакте теперь сами стали игроками модной индустрии. Создавая многочисленные тематические группы, они следят за новыми коллекциями и продают вещи прошлых сезонов – из собственного гардероба, ни разу не надетые или винтажные экземпляры.
В пользовании такими группами есть, правда, ряд недостатков – помимо сложностей в навигации и доставке, нет гарантии безопасной оплаты и вообще того, что вы получите обещанное и подлинное. Но сейчас на рынке уже можно найти самые разные сервисы для подобных покупок. В любом случае, растущий спрос на такой обмен показывает, что люди действительно учатся осознанному потреблению. Они понимают, что ресейл – это не стыдно, а экологично. Осознанное потребление – это тренд