Настало лето, а с ним — наконец-то! — покатушки на велосипедах. Можно, конечно, брать железного друга и напрокат, но начало сезона (и разрешение гулять и кататься 🤗) прикольнее отметить покупкой собственного. Чтобы не ошибиться с выбором, читай наши советы.
Где ты собираешься кататься?
Итак, давай сразу определимся с условиями. Велосипед — это не платье, и выбирать его нужно не по красоте. Дорожные условия в черте города и на природе сильно отличаются. Довольно глупо выбрасывать кучу денег на супермодный гоночный велик, если ты собираешься покорять на нем уездные болота и колдобины. Также совершенно нет смысла покупать 20-килограммовый внедорожник, чтобы ездить по шоссе. Даже если он о-о-очень красивый и совершенно розовый!
Так что давай исходить из потребностей. Рассмотрим три основные категории:
Асфальт и специальные дороги
Для городской езды подойдут комфортные, дорожные и шоссейные велосипеды. Такие велосипеды могут иметь:
переднюю жесткую вилку, так как амортизатор в условиях города (без ухабов или прыжков) не нужен;
широкое седло;
колеса с протектором покрышек практически без выступающего рисунка;
большие колеса и малое количество скоростей;
приятные мелочи, такие как корзинка, багажник, световое оборудование, подножка и т.п.
Плохие дороги и грязь, трассы BMX и трюковые парки
Выбирая велосипед-внедорожник, необходимо для начала определиться, для чего именно ты собираешься его использовать. Для скоростной езды по пересеченной местности выбирают легкий велосипед с передним амортизатором. Прыгать через препятствия лучше на жестком велосипеде с хорошими тормозами. Для скоростного спуска подойдет сверхпрочный двухподвес. Ну а для настоящих трюков лучше сразу брать BMX. У внедорожных великов должно быть:
большое количество скоростей;
один или два амортизатора;
широкие шины с высоким рисунком;
более дорогие и надежные тормоза.
Гибрид
Неким компромиссом между велосипедами для города и бездорожья служат гибриды, горные велосипеды начального уровня и горные велосипеды для кросс-кантри. Гибридный велосипед пригоден для езды практически везде, кроме тяжелого бездорожья. Такие велосипеды — комбинация различных компонентов горного и туристического велосипедов. Их строение пока не устоялось окончательно, и в нем возможны любые изменения.
Потребности и бюджет
Определи максимальную сумму, которую ты планируешь выложить за велосипед. Будь готова к тому, что подходящий именно тебе байк может оказаться весьма дорогим. Но покупаться на слова продавцов, уверяющих, что без вот этого наворота за немереные деньги велик не едет, а падает или даже пятится, — по меньшей мере неосмотрительно. Стоить велосипед может столько же, сколько авто среднего класса. Надо ли тебе это?
В абсолютном большинстве случаев не надо, и правило «дороже = лучше» здесь не работает. Равно как и принцип «если нет разницы, зачем платить больше?», потому что разница все же есть. Золотая середина — самое верное решение.
Кстати, не забудь, что велосипед потребует самых разных аксессуаров и комплектующих: звонок, насос, инструменты, держатель для мобильника, чтобы тот работал как навигатор. Список может быть длинным, так что строку «прочее» в бюджет заложи заранее.
Все, что нужно знать о примочках и технических штучках
Нет, мы не собираемся тебе рассказывать подробное устройство трансмиссии, но есть вещи, которые необходимо знать, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Скорости
18, 21, 24 или 27 скоростей, указанные на ценнике, — это лишь обозначение количества максимально возможных сочетаний между передними и задними звездами, на которых держится цепь. Три передние звезды — основные передачи.
Самая маленькая звезда отвечает за подъем в гору с небольшой скоростью, но без особых усилий.
Средняя звезда позволяет ехать в прогулочном или туристическом режиме, поэтому используется наиболее часто.
Самая большая звезда нужна для скоростной езды, при этом нагрузка на ноги будет максимальной.
Передние звезды — своего рода грубая настройка, а задние — тонкая настройка скорости.
Рама
Современные велосипеды выпускаются с классическими треугольными рамами или с рамами с заниженной, наклонной верхней трубой, чтобы облегчить для женщин посадку на велосипед. Однако многие девушки хотят велосипед со спортивным обликом, поэтому в этом случае советуем выбирать среди мужских рам низкой ростовки (до 17,5»). В любом случае, необходимо будет «примерить» велосипед в магазине перед покупкой.
Тормоза
Бывают ободные или дисковые. Ободные — дешевле, идеальны для городского катания. Минусы: быстрее изнашиваются, в сырости или грязи могут проскальзывать. Дисковые тормоза дороже, но будут срабатывать в любую погоду и при любых дорожных условиях, кроме полей с некошеной травой. В этом случает велосипед превратится в педальную газонокосилку.
Аксессуары и комплектующие
Не забывай, что для нормальной езды тебе обязательно потребуются: ремкомплект, ремнабор и насос. Ну и, наверное, стоит взять велосипедный шлем. Жизнь дороже! Запчастей для людей пока в широкой продаже нет, да и незачем мозгами разбрасываться.
Как выбрать велосипед по размеру
Есть старый дедушкин способ, и он, как правило, самый лучший: стоя с велосипедом с рамой между ног на ровной поверхности, ты должна иметь возможность присесть на ширину ладони (7–10 см). Кроме того, есть приблизительная таблица подбора велика по росту. Размеры рамы стандартно указаны в дюймах, а рост — в сантиметрах.
Гарантия
И последнее. Обязательно поинтересуйся гарантийным сроком на раму и комплектующие велосипеда. Также не мешает узнать, есть ли у продавца своя гарантийная мастерская. При покупке велосипеда проследи, чтобы гарантийный талон был правильно и разборчиво заполнен. Ну и, конечно, береги себя!