Когда я училась в начальной школе, у меня был воображаемый друг. Он носил клетчатые рубашки, сидел на моих учебниках, и его звали Федя. Размером он был не больше, чем пузырек с антисептиком, и мы с одноклассниками от души веселились, с осторожностью передавая друг другу Федю, пока учительница пыталась вдолбить в наши головы очередное правило вычитания.

Конечно, мы прекрасно понимали, что никакого Феди на самом деле не существует. Грань между реальностью и воображением была очень четкой. Но это было забавно, поднимало нам настроение и определенно скрашивало нашу школьную рутину.

Фильм «Каспер»
Фильм «Каспер»
Фото
giphy

Да, мы уже привыкли к тому, что дети переодически заводят воображаемых друзей, это считается чем-то обыденным и нисколько не удивляет. Однако интересно, влияет ли наличие воображаемого друга в детстве на нашу взрослую жизнь? Если да, то как? И создают ли сами взрослые этих друзей-невидимок, прилетевших будто бы из другого мира? Сейчас расскажем тебе о самых любопытных аспектах этой темы!

Для начала: почему мы создавали воображаемых друзей в детстве?

Воображаемым другом может стать кто угодно — рандомно выдуманный человек, животное, какое-то фантастическое существо, персонаж из книги или фильма. Иногда ребенок забывает о нем через пару дней, иногда играет с ним годами. Воображаемый друг может «пропасть» и вернуться через какое-то время, трансформироваться, проходить по жизни через разные невидимые препятствия.

Однако вот важный момент — согласно исследованиям, большая часть детей прекрасно понимает, что их воображаемые друзья не реальны. Но если они все понимают, то зачем вообще создавать этих друзей-невидимок, за которых нужно думать как за другого человека?

  • Это весело. Дети — существа эмоциональные и чувствительные. А еще они просто любят фантазировать! Воображаемые друзья хорошо прокачивают их навыки креативности и порой помогают справиться со стрессом. Ребенок беседует со своим другом-невидимкой только о том, что ему важно и нравится — ну идеальный же компаньон!

  • Ребенку не хватает друзей. Наверное, самая очевидная причина — отсутствие друзей или невозможность «управлять» общими играми. Может, тебе знакома подобная ситуация: в твоей компании есть лидер, который устанавливает все правила игр, иногда даже говорит за тебя, потому что ему не нравятся твои реплики. А ты не можешь ему ответить, потому что ты самая младшая или просто жутко стеснительная. Тогда ты и придумываешь себе друга, которым можешь смело управлять.

  • Ребенок проходит через какой-то переходный период. Например, вскоре тебе предстоит стать старшей сестрой, а ты никогда и подумать не могла, что в вашем доме может появиться еще один малыш. Ты на подсознательном уровне боишься не «социализироваться», не найти общий язык с младшим членом семьи. Тогда тебе на помощь и приходят воображаемые друзья — ты учишься общению, иногда даже специально ссоришься с ними, чтобы «прощупать почву» и понять, как тебе вести себя в будущем.

  • Ребенок переживает какой-то травматический опыт. Самый печальный пункт, но такое тоже случается. Дети, которые в раннем возрасте потеряли родителей и/или братьев/сестер, могут найти утешение в воображаемом друге. Иногда они даже создают целые утопические миры — это называется «игрой в страну-мечту» — где «воссоздают» своих близких и снова общаются с ними.

Сериал «Лунный мальчик»
Сериал «Лунный мальчик»
Фото
giphy

У меня не было воображаемого друга в детстве. Это нормально?

Да! Согласно исследованию Орегонского университета, только 65% детей заводит воображаемых друзей. И это совсем не значит, что остальные 35% не так креативны или не проходили через те проблемы, которые, возможно, были у группы детей с воображаемыми друзьями. Просто они справлялись с этими проблемами с помощью других вещей и/или людей — например, откровенно говорили с родителями. И да, воображаемые друзья — это один из, но далеко не единственный признак талантливости, хорошей фантазии и креативности.

Так что если у тебя в детстве не было такого экспириенса, можешь не переживать и спокойно творить дальше :)

Как воображаемые друзья влияют на наше будущее?

А вот это уже интересно — формируют ли нашу личность воображаемые друзья? Ну хоть в какой-то степени? На эту тему есть интересные исследования. Они показывают, что положительный эффект от воображаемых друзей в детстве сохраняется и во взрослой жизни.

  • Было установлено, что подростки, которые помнят своих воображаемых товарищей по играм, используют более активные способы преодоления трудностей. Например, скорее попросят совет у близких, чем будут терпеть и копить в себе обиды. Это и правда хороший навык!

  • А еще ребята с поведенческими проблемами, у которых были воображаемые друзья в детстве, в течение подросткового возраста лучше справлялись с трудностями и легче адаптировались в жизни.

  • Эти же подростки чаще всего «обрастают» большим количеством социальных связей — любят знакомиться, общаться и вообще взаимодействовать с людьми.

  • Но есть и минусы! Например, в одном из исследований было установлено, что подростки, которые помнят своих воображаемых друзей, подвержены стрессу куда больше своих сверстников.

Сериал «Лунный мальчик»
Сериал «Лунный мальчик»
Фото
giphy
Опрос
А у тебя в детстве был воображаемый друг?
  • Да!
    %
  • Нет
    %